Сделано в России
Спецпроект BFM.ru
СпецпроектСделано в России
Как помочь российским экспортерам?
Как помочь российским экспортерам?

Тем, кто пока только собирается выйти на международные рынки, и тем, кто уже активно продает свои товары за рубеж

Специально для этих целей Российский экспортный центр запускает акселератор, услугами которого могут пользоваться экспортеры из любой точки страны, говорит старший вице-президент РЭЦ Алексей Кожевников:

«Во всех ключевых странах-экспортерах в мире сегодня уже реализованы так называемые акселерационные программы, направленные на то, чтобы максимально качественно подготовить своих региональных и национальных экспортеров к работе на внешних рынках. Эти программы реализуются по разным методологиям в каждой стране с учетом специфики национальной экономики и стратегии. В России мы делаем это только сейчас, и Российский экспортный центр сейчас создает систему национальных акселерационных программ, которые бы работали для разного рода компаний и помогали нашим малым, средним и крупным компаниям позиционироваться на внешних рынках и быстрее выходить на экспортные сделки. Мы это делаем в формате образовательных программ, то есть помогаем сотрудникам и менеджменту компаний учиться набирать компетенции в работе на экспортных рынках, оказываем различного рода услуги. Кроме того, мы запускаем партнерские программы. В частности, с нами активно сотрудничают банки, потому что им выгодно, чтобы экспортный бизнес рос, увеличивал обороты и запускал валютные операции. Банки на этом зарабатывают. И третье: мы работаем с профильными ведомствами, например с Минэком и с институтами развития, такими как Российская венчурная компания, фонд «Сколково» и так далее».

Попасть в акселератор РЭЦ могут как опытные экспортеры, так и компании, которые только планируют выход на внешний рынок.

Для того чтобы быть конкурентными, эти компании должны соответствовать строгим требованиям. Сегодня в регионах внедряется так называемый экспортный стандарт 2.0 — если говорить просто, то это стандарт лучших практик, внедряя которые регионы максимально улучшают свой деловой климат для экспортеров, говорит Кожевников:

«Сейчас мы в пилотном режиме начинаем внедрять стандарт в ряде регионов, нарабатывая практику, исправляя ошибки, которые у нас могут быть в процессе. С 2020 года мы уже планируем внедрять стандарт на территории всей страны. В целом стандарт — это, по сути дела, доведение до всех регионов лучшего российского и мирового опыта по построению системы поддержки экспорта в регионах».

Помимо этого, Российский экспортный центр оказывает российским экспортерам специализированные финансовые услуги. В структуре группы работает Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), услугами которого пользуются в том числе самые успешные российские экспортеры. Например, «Renault Россия». Говорит директор по коммуникациям «Renault Россия» Оксана Токарева:

«Весь модельный ряд российского производства экспортируется в страны ближнего зарубежья. В 2018 году было поставлено около 14 тысяч автомобилей. Также продолжаем реализацию одного из крупнейших проектов по экспорту сваренных и окрашенных кузовов российского производства на завод Renault в Алжире. Всего с начала реализации проекта в декабре 2016 года отправлено почти 43 тысячи штук. Большую поддержку оказывает ЭКСАР через механизм страховки кредитных лимитов, что позволяет сети работать с отсрочкой платежа, замораживать меньший объем собственных средств и за счет этого увеличить объемы продаж. Он ориентирован на поддержку. ЭКСАР отличает минимальная бюрократия и желание в любой ситуации найти конструктивное решение».

Таким образом, РЭЦ и ЭКСАР выступают и в качестве координатора, и в качестве образовательного партнера, и в качестве компании, которая оказывает финансовые услуги по выходу на экспорт. В итоге все это выстраивается в единую национальную систему поддержки, которой так долго ждали те, кто привык преодолевать границы.

Запись передачи Business FM.