Сделано в России
Спецпроект BFM.ru
СпецпроектСделано в России
Андрей Слепнёв: «Умение торговать на внешних рынках — важнейший элемент трансформации структуры российской экономики»
Андрей Слепнёв: «Умение торговать на внешних рынках — важнейший элемент трансформации структуры российской экономики»

Генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Андрей Слепнёв рассказал о важности включения экспорта в число президентских национальных проектов и результатах инвестиций в модернизацию производства, проведенную отечественными компаниями

По его словам, несырьевой неэнергетический экспорт растет уже на протяжении более двух лет.

— Расскажите о структуре Группы Российского экспортного центра и, в частности, о страховой компании «Эксар», которая также входит в эту группу, и какие функции она выполняет?

— Группа Российского экспортного центра — это единый национальный институт поддержки экспорта, который концентрирует внутри себя все основные элементы поддержки экспорта. Какие это элементы? Это, прежде всего, меры, направленные на акселерацию компаний, на продвижение российских товаров, образовательные программы, выставки, бизнес-миссии, исследование рынков, содействие в заключении контрактов и другая работа, связанная с поддержкой и продвижением российских товаров. Вторая часть нашей работы — это оказание финансовой поддержки российским экспортерам. Это страховая защита наших экспортных поставок, кредитование по линии Российского экспортно-импортного банка, взаимодействие с другими финансовыми институтами.

Одно из важнейших событий нынешнего года в области экспорта — подготовка национального проекта. Как разрабатывался этот документ и какую роль он играет в экспортной повестке?

— Действительно, мы считаем одним из важнейших решений — включение экспорта в число президентских национальных проектов. Мы искренне верим, что умение торговать на внешних рынках, включенность в международную торговлю и умение зарабатывать на внешних рынках — это важнейший элемент трансформации структуры российской экономики и очень большая задача для многих наших предприятий, немногие из которых сейчас действительно умеют хорошо торговать на внешних рынках. Мы, когда готовили этот национальный проект, взаимодействовали с федеральными министерствами, экспертами, регионами, организовали проектные мастерские, которые проходили в течение трех недель. Были идентифицированы по отраслям и странам основные барьеры, которые препятствуют развитию экспорта, меры поддержки, были идентифицированы товарные группы, логистические ограничения, для того чтобы придать импульс нашей работе на внешних рынках. Мы концентрировались на несырьевом и неэнергетическом экспорте, где наши позиции требуют существенного развития. И очень важно, что в ходе этих обсуждений подавляющее число экспертов поддержало достижимость тех цифр, которые обозначены в президентских указах. Они очень амбициозные и предполагают практически удвоение показателей. Если мы действительно сможем мобилизовать наши усилия и сконцентрироваться, то эти задачи очень достижимы и действительно помогут трансформировать структуру экономики.

— Несмотря на то, что работа над структурными изменениями началась совсем недавно, результаты есть уже сейчас. Каковы достижения этого года?

— Мы видим рост несырьевого неэнергетического экспорта уже на протяжении более двух лет. Во многом он начинался как компенсационный рост после определенных кризисных явлений, но уже сегодня мы видим, что цифры начинают превышать исторические значения, которые у нас были в максимуме 2012 года. В частности, в этом году мы ожидаем достижения планки 148-150 млрд долларов несырьевого неэнергетического экспорта, а это будет исторический рекорд по сравнению с 2012 годом, когда цифра составляла 143,5 млрд. Также рост наблюдается практически по всем важнейшим группам. Есть и традиционные: металлы, химия, есть и новые: машинотех, аграрная сфера. Набор факторов очень значителен: это компенсационный рост на фоне укрепления российской экономики. Безусловно, влияют курсовые факторы: российское предложение становится конкурентоспособным по цене. Но что мы фиксируем и о чем говорят наши иностранные партнеры? Начинают сказываться эффекты от тех инвестиций в модернизацию, в развитие маркетинга и торговых связей, которые сделали многие российские компании, которые видят себя уже не только локальными игроками, но и активно выходят на международные рынки. Соответственно, предложение по цене и качеству становится очень конкурентным, и к российским товарам проявляют интерес не только наши традиционные партнеры, но и те крупнейшие международные фирмы, которые еще несколько лет назад не рассматривали системное сотрудничество. Это компании из Германии, из Италии, из Франции и других рынков, которые видят российских поставщиков как надежных и желаемых игроков в их производственных цепочках.

— В этом году много говорилось об интеграции институтов развития, к которым относится и РЭЦ, возглавил этот процесс ВЭБ РФ.

— Мы активно поддерживаем такие интеграционные усилия. Возможно, такая интеграция в наибольшей степени необходима, когда мы говорим о задачах выхода на внешние рынки. Для того чтобы быть успешными, важно уметь торговать, знать клиентов, иметь конкурентное финансирование — это то, чем занимается Группа РЭЦ. Но этого явно недостаточно: важно иметь в базе конкурентоспособный продукт, который соответствует ожиданиям потребителя на международных рынках. И это уже задача другого порядка, безусловно выходящая за возможности исключительно Российского экспортного центра. Это действительно вопросы других институтов развития. Тут необходимо создание новых производств там, где мы видим новые возможности на рынках, это вопросы модернизации существующих производств, и это очень серьезная задача. Мы рассчитываем, что сотрудничество с Внешэкономбанком позволит нам мобилизовать ресурсы этой мощнейшей структуры на такую массовую работу по повышению экспортной готовности российских предприятий, прежде всего, крупнейших. Если говорить про работу в сегменте малого и среднего бизнеса, которую мы считаем очень многообещающей, что подтверждается большим количеством ярких примеров, здесь важна наша интеграция с корпорацией малого и среднего бизнеса МСП, с центром компетенций по производительности труда, поскольку именно они являются нашими естественными партнерами для акселерации малых и средних предприятий, включая весь цикл: подготовка производства, создание продукта и последующее продвижение.