Сделано в России
Спецпроект BFM.ru
СпецпроектСделано в России
Чем государство может помочь опытным экспортерам?
Чем государство может помочь опытным экспортерам?

Практика показывает, что предприятия среднего и малого бизнеса на экспортных рынках могут столкнуться с очень большими проблемами. Даже те, кто на своем опыте давно изучил тонкости этого бизнеса

Компания ROMANA экспортирует спортивное и игровое оборудование российского производства вот уже 12 лет. Поставки налажены по всему миру: страны СНГ, Канада, США, Австралия, вся Европа, страны Африки и Ближнего Востока. По словам директора завода игрового и спортивного оборудования ROMANA Николая Николаева, «Остапы Бендеры» есть везде и очень важно узнать о них все, прежде чем заключать сделку:

«В нашей деятельности встречались всевозможные проблемы. Какие-то мы решали сами, какие-то приходилось решать с помощью партнеров. Хорошо, что были созданы организации Российский экспортный центр и при нем ЭКСАР. В регионах, в частности, у нас в Чувашии, есть Центр экспортной поддержки. ЭКСАР нам помогает в том плане, что, во-первых, это помощь финансовая, а, во-вторых, по запросу от ЭКСАРа мы получаем от наших контрагентов документы, которые позволяют и ЭКСАРу, и нам увидеть платежеспособность, надежность этого партнера, увидеть его историю — и кредитную, и историю по бизнесу. В результате этого мы видим, насколько он для нас благонадежен, можно ли с ним работать. Был один случай, когда та сторона отказалась предоставлять такие документы: тот партнер явно не просто не был готов к бизнес-отношениям , возможно, у него были совсем другие планы. В Африке мы столкнулись с тем, что мошенник пытался под видом больших проектов выудить определенные авансовые платежи с нашей стороны, и чисто психологически в письмах, в общении с этим мошенником все вроде бы проходило гладко, и если не задуматься о последствиях, можно было бы сразу пойти у них на поводу. Но вот в этом плане я бы хотел нашего персонального менеджера в Российском экспортном центре Чапова Максима Анатольевича поблагодарить за то, что он консультировал нас по последнему проекту, когда мы готовы были уже пойти на сделку. Он сказал: «Подождите, не торопитесь, давайте обратимся в консульство этой страны, давайте в торгово-промышленную палату, посмотрим, поднимем документы». Только после тщательного осмотра и изучения этих документов, после тщательного анализа через консульство, через торгово-промышленную палату мы поняли, что с нами не соответствующий нашим требованиям партнер, псевдо-партнер и мы прекратили эти действия. Поэтому все организации, которые работают в экспортном направлении — ЭКСАР, Российский экспортный центр, наш Центр экспортной поддержки — это как раз та необходимая помощь и поддержка, без которой, я думаю, не обойдется ни одно малое и среднее предприятие, да, наверно, и крупное предприятие тоже».

С таким проводником должно стать больше и желающих выйти на внешние рынки. И такая задача перед государством стоит — говорит генеральный директор Российского экспортного центра Андрей Слепнев:

«Успех возможен, только если будут правильно пройдены все этапы экспортного цикла — это, в первую очередь, экспортная готовность самой продукции. Мы проводим оценку по заявкам предприятий, мы готовим рекомендации, что необходимо сделать. Очень важный момент — это обучение и подготовка кадров. На этом этапе пока не очень много предприятий, особенно в регионах, занимаются экспортной деятельностью. Конечно, важно, чтобы была ясность и было понимание, что экспорт — это реально, что это возможно, что это даже весело. Из-за обилия различных требований, из-за незнания рынка, людей, из-за незнания языка и законодательства многие начинающие экспортеры просто боятся. Мы стараемся эти страхи снять. Далее — сертификация продукции и участие в выставках и бизнес-миссиях. У нас есть сеть шоурумов, где можно выставить свою продукцию, сейчас мы активно развиваем проект по содействию торговле по электронным каналам, на электронных площадках за рубежом. Логистика, поддержка корпоративных программ конкурентоспособности, кредиты — мы работаем и сами, и в партнерстве с крупнейшими банками, которые помогают нам продвигать наш продукт. Президент поставил задачу довести долю экспорта МСП до 10% к 2024 году. Только надо не забывать, что это 10% от цифр 2024 года. То есть это более чем в 2,5 раза по сравнению с сегодняшними показателями. И это абсолютно реально, с учетом того, что всего лишь менее 1 процента от всех российских компаний сегодня занимается экспортом по данным статистики. Поэтому мы активно работаем сейчас над программами акселерации».

Большое интервью с генеральным директором Российского экспортного центра Андреем Слепневым читайте также на портале BFM.ru.