Сделано в России
Спецпроект BFM.ru
СпецпроектСделано в России
Как гарантировано получить от зарубежного партнера деньги за отправленный товар?
Как гарантировано получить от зарубежного партнера деньги за отправленный товар?

И как подстраховаться от возможных потерь с помощью государства?

Алексей Торгов — заместитель генерального директора по работе с органами государственной власти компании Биокад, которая продает лекарственные препараты за рубеж более чем на 10 млн долларов в год, говорит, что помимо сложностей с регистрацией именно на фармрынке, экспортеры сталкиваются и с общей для всех проблемой:

«Мы — биотехнологическая российская компания, занимаемся разработкой и производством лекарственных препаратов преимущественно биологической природы, и их мы поставляем за рубеж. Для того, чтобы экспортировать лекарственный препарат, как правило, за очень редким исключением, вам нужно на него получить регистрационное удостоверение, точно так же, как и в России. Процедура эта очень сложная и долгая, поскольку лекарственный препарат — это социально-значимый товар. В каких-то странах необходимо проведение клинических исследований. То есть основная проблема для начала поставок — это получение регистрационного удостоверения. С точки зрения конкретных стран, существуют высокорисковые страны, куда поставлять препараты ну, условно говоря, авансом тяжело, потому что не все страны выполняют свои обязательств. То есть мы им продукцию поставили, а потом деньги как-нибудь через несколько лет вы сможете от них получить. Например, Венесуэла таким грешит. Насколько мне известно, сейчас обсуждается механизм, когда государственные или окологосударственные структуры возьмут на себя риски с такими странами. Условно, мы препарат поставим куда-то, нам, допустим, РЭЦ выдаст деньги, которые нам должен был выплатить зарубежный партнер, а все вопросы урегулирования с партнером он возьмет на себя. Я знаю, что такое обсуждается, и с учетом того, что есть целый ряд стран, например, та же Латинская Америка, платежеспособность у которых достаточно изменчивая, то такая мера, конечно, могла бы помочь».

Многие другие риски уже сегодня можно страховать в Российском агентстве по страхованию экспортных кредитов и инвестиций ЭКСАР. Биокад уже пользуется несколькими продуктами. ЭКСАР обещает постоянно расширять линейку этих продуктов — говорит генеральный директор агентства Никита Гусаков:

«Говоря о продуктовой линейке, изначально мы брали за основу лучший опыт экспортных агентств в других странах. В России индустрия экспортного кредитования и страхования сложилась совсем недавно. ЭКСАР был основан в 2011 году. К этому времени наши коллеги из европейских стран, из азиатских стран уже многие годы работали, поэтому первичный набор продуктов, которые мы предлагали для компаний-экспортеров и для банков, был сделан на основе опыта, наработанного иностранными коллегам. Дальше, естественно, мы по мере развития, по мере приобретения опыта и по мере роста объемов сделок, свои продукты модифицировали и адаптировали их под те потребности, которые есть у наших компаний. И этот процесс продолжается. Сейчас в рамках майских указов президента, которые предписывают к 2024 году удвоение экспорта, мы понимаем, что линейку продуктов, которые предлагает ЭКСАР, надо расширять. И эти продукты должны быть направлены не только на поддержку текущего экспорта, но и на создание новой товарной массы. Поэтому продукт, на который мы делаем большую ставку на ближайшие годы — это поддержка экспортно-ориентированных производств, то есть когда компания приходит к нам, приходит в банк за финансированием создания дополнительного производства или создания нового производства в России с экспортным потенциалом. Второе направление, которое мы тоже планируем активно развивать — это поддержка компаний сегмента МСП. Мы будем развивать коробочные продукты для МСП, которые позволяют быстро получить услугу. В первую очередь, для начинающих экспортеров с первым экспортным контрактом или одним из первых экспортных контрактов».

В частности, ЭКСАР планирует предлагать экспортерам из сегмента МСП гарантийную поддержку для участия в тендерах, гарантии возврата авансового платежа по контракту и страховые продукты, которые фактически помогают экспортеру закрыть риски его иностранного контрагента.

Запись передачи на Business FM.