Больше, чем бизнес
25 марта | Спецпроект BFM.ru
Антон Семенов : «Антон решил и сделал, и мы за ним идем не потому, что он — Семенов, а потому, что он — Антон»
Антон Семенов : «Антон решил и сделал, и мы за ним идем не потому, что он — Семенов, а потому, что он — Антон»

Антон Семенов – генеральный директор компании «Белая Дача Трейдинг», крупнейшего в России поставщика свежих салатов, выпускник СКОЛКОВО Executive MBA, рассказал Business FM о первом в России заводе по производству картофеля фри, о сотрудничестве с «Макдональдс» и IKEA, а также о нюансах работы в семейном бизнесе

Группа компаний «Белая Дача» реализует девелоперские проекы в индустриальной, коммерческой и жилой недвижимости. В ее структуру входят «Белая Дача Девелопмент», «Белая Дача Инжиниринг», «Белая Дача Трейдинг», благотворительный фонд и конноспортивный клуб. Председатель наблюдательного совета — Виктор Семенов.

Когда вы пришли в «Белую дачу»? И как изменилась компания под вашим руководством?
Антон Семенов: В «Белой даче» я тружусь с 2009 года. Я генеральный директор компании «Белая Дача Трейдинг» — это наше продуктовое направление, производство готовых к употреблению овощей, в первую очередь салатов. Мне было 23 года, когда я стал генеральным директором. Сами можете представить, каково это — руководить компаний, где работают 350 человек, и почти все старше тебя. Морально это было очень непросто, и в коллективе на тот момент было не принято принимать решения командой, не было командного духа. Здорово, что нам удалось этого достичь буквально за первые полгода. Результаты пришли быстро — в некоторые годы прирост продаж по ритейлу составил до 75%.
Расскажите о партнерстве с «Макдональдс» и IKEA.
Антон Семенов: Здесь две интереснейшие истории. Больше 25 лет назад «Макдональдс» вложил 50 млн долларов в фуд-таун, где сам все для себя производил — от картошки и салатов до упаковки. Когда у «Макдональдс» было четыре ресторана, они начали некоторые блоки передавать поставщикам на аутсорс. Мы были одними из первых, нам передали овощной сегмент. Это был супермаленький объем, а «Белая дача» была едва ли не самым большим тепличным комбинатом в России. Но это оказался очень перспективный бизнес, «Макдональдс» и другие иностранные компании многому нас научили.

Теперь о работе с IKEA. У нас был участок земли, который IKEA хотела использовать для строительства своего очередного проекта — им нужна была точка на востоке Москвы. Они хотели его выкупить, но мы сказали, что будем развивать его сами — хотим научиться быть девелоперами. Мы договорились построить магазин IKEA, сделали это очень быстро и качественно, и просто передали ключи от уже готового объекта. Дальше сели за стол переговоров и предложили сделать в партнерстве с IKEA проект МЕГА «Белая дача».

Господин Ингвар Кампрад приезжал, на моей памяти, три раза к нам. Мы презентовали ему наши проекты, показали тепличные комбинаты, заводы, а он ходил и просто молчал. Потом сел вечером за стол с Виктором Семеновым — это председатель совета директоров группы компаний «Белая дача» и основатель современной «Белой дачи» — и говорит: «Мне понравилось, как ты общался с людьми. Ты разделяешь мой подход к людям. И я буду делать с тобой бизнес». Это был исторический момент. И это был первый и, насколько я знаю, единственный случай, когда компания IKEA создала с кем-либо совместное предприятие.

Что интересного происходило в вашей компании в 2018 году?
Антон Семенов: Мы построили завод по переработке картофеля. Задумайтесь: до 2018 года весь картофель фри в Россию импортировался. Мы были в шоке, когда это поняли. Мы себя называем «картофельной державой», у нас выращиваются миллионы тонн картофеля в России и Белоруссии. Оказалось, что весь картофель фри, который мы привыкли есть в известных сетевых ресторанах, импортный. Мы думали, что сейчас быстро все сделаем. Не тут-то было. Это очень сложный и дорогой процесс — вся затея стоит больше 100 млн евро. Здорово, что нам удалось привлечь партнера — компанию Lamb Weston, которая является одним из лидеров в мире по производству картофеля фри. Мы договорились с основными игроками на рынке, с ресторанными сетями, и успешно запустили завод. Первый в России. Вообще, мы любим делать что-то такое, чего еще не было. Еще один пример — аутлет «Белая дача». Это первый в России настоящий аутлет, где можно купить одежду премиальных брендов со скидкой до 70%.
Вы работаете на семейном предприятии. Это создавало для вас какие-то сложности?
Антон Семенов: Знаете, это извечная проблема отцов и детей. Было время, когда в компании думали, что я — папенькин сынок. Приходилось оправдываться: «Ребята, вы поймите, что у меня рабочий день начинается раньше, чем ваш, и в принципе никогда не заканчивается». Я доказал, что я не назначенный, что меня не просто «спустили сверху», дали игрушки — и «вот играйся». Это чувство нельзя передать, когда ты сам, как на поле боя, поднимаешь людей, берешь и побеждаешь. Когда люди тебе говорят: «Да нет, Антон — не папенькин сынок. Антон решил и сделал, и мы за ним идем не потому, что он — Семенов, а потому, что он — Антон». Вот это для меня самое крутое. Помогает только то, что мне не нужно бояться, что меня кто-то подсидит в компании.
А вообще было желание начать собственное дело?
Антон Семенов: Конечно. У меня много разных идей. Мне хотелось пойти и создать свой бизнес, но я понял, что придется отказаться от управления нашим семейным направлением. И мне нужно подготовить почву, чтобы можно было уйти, вырастить преемника. На тот момент не было такой возможности, и выбор для меня был очевиден. У меня есть мечта — заниматься новыми проектами, изучать стартапы и запустить какой-нибудь новый Uber или подобное.
Какие проблемы бизнеса для вас наиболее острые?
Антон Семенов: Я вообще не отношусь к пессимистам или товарищам, которые любят поругать телевизор. Надо брать и делать по максимуму то, что возможно сегодня. Хороший пример — Джек Ма из Alibaba. Человек придумал, как небогатым людям открыть свой бизнес, найти финансирование, выйти на рынок. Он создал целую среду. Вот это круто, когда ты не говоришь, что все плохо и ничего не получается, а находишь классные решения.
Почему вы решили пойти учиться на программу СКОЛКОВО Executive MBA?
Антон Семенов: Почти 10 лет я являюсь генеральным директором компании «Белая Дача Трейдинг». И по всем книгам, по которым нас учат, это довольно долго, и нужно что-то менять. Я подумал — либо я ухожу, либо я сейчас делаю что-то такое, что я бы сделал, если бы пришел в другую компанию как новый человек. Мне нужны были инструменты для переключения. И мне очень сильно помогла в этом бизнес-школа СКОЛКОВО. Тебе дают реально инструменты, которые ты можешь начать применять у себя в компании. А еще тебе очень здорово помогают «проветрить» твои soft skills: лидерство, управление людьми. Происходит полная перезагрузка. Знаете, как какой-то ген на всю жизнь, добрая печать. Я рад, что это произошло.
Ваша должность влияет на количество друзей?
Антон Семенов: Это увеличивает круг общения, и иногда настолько сильно, что я начинаю переживать, что не успеваю уделять друзьям достаточно внимания, и они превращаются в хороших знакомых. Я счастлив, что у меня есть друзья. И после СКОЛКОВО у меня стало еще больше друзей. Причем, это умные ребята, и я очень рад, что мне удалось с ними в жизни встретиться.
BFM.ru приглашает вас на закрытый мастер-класс бизнес-школы СКОЛКОВО «Философия лидерства» от британского профессора Тома Роулинса. 16 апреля, начало в 19.00. Место проведения — кампус Московской школы управления СКОЛКОВО. Мероприятие бесплатное, необходима предварительная регистрация по форме ниже. Обращаем ваше внимание, что количество мест ограничено.