Больше, чем бизнес
25 марта | Спецпроект BFM.ru
Евгений Нифантьев: «В Азии своя специфика. Вы в аптеке можете найти сушеного морского конька»
Евгений Нифантьев: «В Азии своя специфика. Вы в аптеке можете найти сушеного морского конька»

Евгений Нифантьев — управляющий собственник аптечной сети «Неофарм» и сети социальных аптек «Столички», выпускник СКОЛКОВО Executive MBA рассказал о производстве лекарственных препаратов в России, о регулировании рынка и о различии фармацевтических рынков разных стран

Почему вы решили заняться аптечным бизнесом?
Евгений Нифантьев: По образованию я провизор, работаю по профилю. После окончания института открыл первый аптечный киоск. В старших классах мечтал профессии экономиста и хотел поступить на экономический факультет МГУ. Окончил двухгодичные курсы при факультете, окончил школу при МГУ. В то время все хотели быть либо экономистами, либо юристами. Я вырос во врачебной семье, папа — заслуженный врач России, мама тоже врач. За год до окончания школы у меня состоялся серьезный, обстоятельный разговор о будущем образовании с отцом. При этом в моем понимании профессия врача — особая, это больше чем профессия — это призвание. Поскольку у меня все-таки было желание заниматься экономикой, я выбрал для подготовки к поступлению фармацевтический факультет Московской медицинской академии им И.М. Сеченова, стал провизором и занимаюсь развитием аптечной сети.
Вы руководите сетью аптек «Неофарм» и «Столички». В чем разница между ними?
Евгений Нифантьев: «Неофарм» — это аптеки в проходных местах, с акцентом на красоту и здоровье, с большим выбором косметики, БАДов, витаминов и со средним уровнем цен на лекарства для потребителя, «Столички» — это социальный проект, его задача — обеспечить людей качественными, эффективными и безопасными лекарственными препаратами по доступным ценам.
Почему вы решили запустить «Столички»?
Евгений Нифантьев: В августе 2013 года появилась первая аптека социальной сети «Столички». Мы хотели дать возможность людям покупать лекарства по низким ценам в хороших просторных аптеках. Вы также можете забронировать лекарства в интернете и забрать в аптеке без очереди. Другими словами, «Столички» — это аптеки для людей, комфортные и с низкими ценами. Мы коммерческая организация и не должны быть убыточными, но в социальном проекте «Столички» показатель нашей чистой прибыли не должен превышать 1%. И получается интересная модель: чем больше люди покупают, тем в итоге ниже цена на полке и ниже наценка в аптеке.
Каков размер сети «Столички», прибыль за 2018 год? Какие планы на развитие?
Евгений Нифантьев: В сетях «Столички» и «Неофарм» в общей сложности 635 аптек в 10 регионах России. Товарооборот за 2018 год составил 34,8 млрд рублей. Конечно, основной оборот — это сеть социальных аптек «Столички». Что касается чистой прибыли, то она около 1%. По планам на 2019 год мы собираемся открыть 150 аптек в регионах присутствия, в основном, это Москва, Московская область и Санкт-Петербург.
В чем отличие между фармацевтическими рынками России и других стран?
Евгений Нифантьев: В аптеках США вы можете найти все, что угодно, от чемоданов до алкоголя. В прошлом году мы в составе российской делегации были на крупнейшей аптечной конференции Pharmagora во Франции. И были очень удивлены тем, что они отстали от нас в части развития программного обеспечения и программ лояльности на 10-12 лет. Это специфика стран, где запрещены сети, в итоге отсутствие конкуренции и технологий приводят к очень высоким ценам для потребителя. В Азии тоже своя специфика — вы в аптеке можете найти сушеного морского конька.
За то время, что вы руководите группой компаний «Неофарм», какие изменения произошли с вами как с менеджером?
Евгений Нифантьев: В последнее время мне приходится часто заниматься общественной работой. На мой взгляд, наша отрасль — наиболее конкурентная и открытая для конечного потребителя. Любой человек может зайти в интернет, посмотреть цены на любой препарат и выбрать ту, которая будет наиболее приближена к цене производителя. Несмотря на это, наши законодатели постоянно что-то хотят подрегулировать, но при этом, к сожалению, не используют фильтр профессионального сообщества. Никто не обращается за советом и не включает в рабочие группы представителей отрасли. Моя задача как активного гражданина и предпринимателя состоит в том, чтобы включаться в этот процесс, показывать цифры, аргументировать и как-то останавливать такие вредоносные законопроекты.

Какие у вас есть сейчас проекты внутри компании?

Евгений Нифантьев: Мне особенно нравится развивать сеть социальных аптек «Столички», потому что мы получаем очень приятную обратную связь от наших клиентов. Мы делаем интересные проекты. Мы выпускаем журнал «Жизнь «Столички» тиражом 100 тысяч экземпляров, и каждый экземпляр доходит до своего читателя. Мы продаем его за символическую цену, и с каждого журнала 5 рублей перечисляем в фонд «Подари жизнь» в рамках нашей программы «Эстафета добра». Недавно мы запустили совместную программу с благотворительным фондом «Старость в радость» — перечисляем в фонд часть средств от продажи пакетов в «Столичках». Таким образом, мы помогаем людям участвовать в хороших благотворительных проектах.
Как сейчас в России обстоят дела с производством лекарственных препаратов?
Евгений Нифантьев: Я вас порадую. За последние 10-15 лет российский фармацевтический рынок сильно рванул вперед. У нас есть производства, на которых стоит более современное оборудование, чем у компаний-производителей в Европе. Я сейчас уверенно могу сказать, что лекарственные препараты, произведенные в России на современных предприятиях, ничем не хуже импортных аналогов. К сожалению, об этом мало кто знает.
А ваши сотрудники могут посоветовать российский аналог лекарства?
Евгений Нифантьев: Конечно. У нас есть учебный центр, где постоянно проводятся семинары и вебинары для наших сотрудников. На просьбу посоветовать аналог по более низкой цене наши фармацевты обязательно предложат качественный, эффективный и безопасный лекарственный препарат отечественного производства.
Что вам дало обучение на программе СКОЛКОВО Executive MBA?
Евгений Нифантьев: Это действительно увлекательная программа, на которой ты погружаешься в студенческую жизнь, живешь на кампусе, изучаешь интересные дисциплины, разбираешь необычные кейсы. Благодаря программе я научился мыслить в бизнесе категориями рынка — не местечковым предпринимательством, а развитием лекарственного обеспечения в целом в стране.
Как вы проводите время вне работы?
Евгений Нифантьев: Я люблю проводить время с семьей. У меня двое маленьких детей — дочке 3,5 года и сыну 11 месяцев. Нельзя зацикливаться только на работе, но, мне повезло, моя работа — мое хобби, мне очень нравится то, что я делаю. При этом стараюсь держать баланс в работе, отношениях с семьей и друзьями, не забывая про спорт, непрерывное образование и личностный рост.
BFM.ru приглашает вас на закрытый мастер-класс бизнес-школы СКОЛКОВО «Философия лидерства» от британского профессора Тома Роулинса. 16 апреля, начало в 19.00. Место проведения — кампус Московской школы управления СКОЛКОВО. Мероприятие бесплатное, необходима предварительная регистрация по форме ниже. Обращаем ваше внимание, что количество мест ограничено.