На главную 20 ноября 2014, 16:43 Авто

Спецпроект: Утилизация от А до Я Со слезами на глазах. Как автомобили превращаются в металлолом

В европейских странах, в США, в Японии утилизация автомобилей уже давно является нормальной практикой. В цену машины изначально закладывается стоимость ее переработки, именно поэтому автопарк там обновляется довольно быстро, а на дорогах ездят в основном новые, безопасные, экологичные автомобили.

У нас до такой цивилизации еще очень далеко, даже, несмотря на введенный утилизационный сбор. Собственно, и вводился этот сбор (после вступления России в ВТО), изначально чтобы защитить те фирмы, которые выпускают машины в России, а не ради обновления автопарка. Во всяком случае, пока эта схема не работает. И причин тут немало. Например, у нас, по-прежнему, слишком много времени занимает процесс изъятия брошенных машин и получения разрешения на их утилизацию. А таких автомобилей по стране масса. С другой стороны, все это решается, было бы желание. А его, видимо, нет, ну или мы просто пока не созрели до цивилизации в этом вопросе.

Поэтому очередей из автомобилей на утилизацию в пунктах нет. Даже сейчас, в ходе реализации государственной программы, на «Втормете», куда мы отправились, чтобы изучить весь процесс, было не больше десятка автомобилей.

Сквозь «разрыватель» и «шредер»

«Втормет» один из самых крупных и современных пунктов по утилизации автомобилей в Москве и области. Здесь машины проходят все этапы от полностью комплектного автомобиля до мелких кусочков металлолома. И процесс на самом деле непростой и даже печальный.

Сначала машину «раздевают», с нее снимают колеса, отрезают провода и забирают аккумулятор (они утилизируются на другом предприятии). Потом ее «кладут» на операционный стол (стэнд), где с помощью специального оборудования у машины просверливают бензобак и масляный картер, и по трубам из автомобиля уходит жизнь медленно, но верно…

Уже «полуживую» машину везут к «разрывателю», который и завершит ее сложный путь. Это устройство из трех валов, которые в прямом смысле разрывают машину на мелкие кусочки. Зрелище не для слабонервных, так как автомобиль, попадая туда, будто пытается выбраться, цепляется за жизнь всеми правдами и неправдами. Но мощная машина берет верх…

Остатки, в которых уже сложно узнать автомобиль, не говоря уже о модели, отправляется в так называемый «шредер». Система продолжает размельчать детали и попутно отделяет металлы от пластиков и тканей.

Процесс занимает считанные минуты, и еще недавно целый, пусть и старый, ржавенький автомобиль превращается в аккуратненькие кусочки металлолома.

Тот же процесс прошел и наш автомобиль, только накануне — нас он не дождался. Вообще, по словам представителей «Втормета», больше стали утилизировать старые иномарки и не очень старые российские модели. Так, если в первой программе по утилизации в основном привозили убитые советские машины в возрасте 25-30-лет, то сейчас можно встретить 20-25-летние импортные автомобили и даже 15-20-летние машины российского производства. Может быть, это и есть постепенный путь к цивилизации и осознанию того, что лучший автомобиль — это новый автомобиль. Ну а мы едем в дилерский центр Opel, чтобы оформить сделку о покупке нового Opel Antara.