«Газпром» потерял лоббиста в Европе
Лента новостей
«Газпром» потерял влиятельного лоббиста в ЕС, сообщает британская The Financial Times: представляющая интересы концерна компания GPlus Europe исключена из реестра лоббистских организаций

Как известно, лоббистский бизнес в Европе и США давно носит легитимный и прозрачный характер. Вот и реестр лоббистских организаций ЕС был создан в июне прошлого года для того, чтобы повысить прозрачность роли лоббистов в принятии решений ЕС.
GPlus, представлявшая интересы «Газпрома» и одна из наиболее влиятельных лоббистских компаний, прошла добровольную регистрацию в качестве лоббистской организации в декабре прошлого года. Эта процедура предполагает предоставление информации в ЕС о клиентах компании и стоимости оказанных им услуг с точностью до 50 тысяч евро.
Теперь GPlus оказалась первой исключенной из этого списка из-за того, что отказалась предоставить информацию о трех своих клиентах, пишет FT. Один из основателей GPlus Питер Гилфорд (Peter Guilford) объясняет казус тем, что с этими клиентами компания связана соглашениями о конфиденциальности. При этом в письме, полученном GPlus от органов ЕС с уведомлением об исключении из реестра, не говорится о правонарушении со стороны компании или запрете на ее право продолжать работу.
«Газпром» начал сотрудничество с GPlus в 2006 году, сразу после первого газового конфликта с Украиной, причем не напрямую, а через посредника Gavin Anderson&Company, с которым взаимодействует 100-процентная дочка «Газпрома» ООО «Газпром экспорт».
Суммы, которые российский монополист платит своему лоббисту, не разглашаются, однако, по информации GPlus за 2007 финансовый год, Gavin Anderson («Газпром экспорт») наряду с BHP Billiton, Microsoft и другими компаниями входит в список клиентов, доля каждого из которых в совокупном обороте (1,97 млн фунтов стерлингов) не превышает 10%.
По мнению издателя журнала «Советник» Владимира Ганина, речь идет о «сотнях тысяч долларов», которые «Газпром» тратит на лоббизм ежегодно. Эксперт особо отмечает, что «Газпром» вряд ли пострадает от исключения GPlus из реестра лоббистов. «У концерна налажены контакты не с одной лоббистской организацией на тех рынках, на которые он выходит с экспансией. Если у маршала в бою убили солдата, то маршал ничего не теряет».
Хотя, как отмечает аналитик «Велес Капитала» Дмитрий Лютягин, лишение «Газпрома» одного из лоббистов в зоне ЕС, безусловно, ослабит на время влияние компании в Европе. «Это негативный фактор, поскольку концерн в течение нескольких лет пытается проводить экспансию на европейских рынках. Компания работает над тем, чтобы максимально сосредоточить в своем ведении всю цепочку от добычи до потребления газа и энергоресурсов. Лоббисты концерна работали над созданием положительного фона вокруг расширения присутствия «Газпрома». Работа шла и с законодательными, и с исполнительными органами власти европейских государств, в частности в сфере антимонопольной политики».
Экспансия «Газпрома» в Европе в 2008 году прошла негладко, но довольно успешно. И хотя парламент Британии не одобрил сделку по продаже «Газпрому» крупнейшей в стране генерирующей компании Сentrica, российский монополист не отказался от цели занять к 2015 году 15-20% рынка Соединенного королевства. И в марте 2008 года британская «дочка» концерна, компания Gazprom Marketing&Trading приобрела долю в TruRead, производителе смарт-счетчиков для контроля за потреблением газа, воды, электричества на расстоянии. Ее клиентами являются ENI, Wingas и ряд других компаний.
Кроме того, в декабре 2008 года Алексей Миллер сообщил, что «Газпром нефть» получила разрешение приобрести 51% акций компании NIS, сербского нефтяного монополиста, обеспечивающего 85% всех потребляемых в стране нефтепродуктов. Пакет акций был оценен в 400 млн евро. При этом ранее ряд сербских политиков высказывал мнение, что 400 млн евро за 51% NIS — это слишком мало за ведущую нефтеперерабатывающую компанию на Балканах, стоимость которой оценивается более чем в 1 млрд евро. Но «добро» на сделку в ходе переговоров с топ-менеджментом «Газпрома» дал президент Сербии Борис Тадич.
Уже в конце 2008 года зампред правления монополии Александр Медведев сообщил о планах концерна увеличить объем продаж Gazprom Marketing&Trading во Франции с 500 млн кубометров до 3 млрд кубометров в год. «В среднесрочном плане увеличение поставок газа коснется всех европейских стран, куда идет российский газ, в том числе Италии, Австрии и Болгарии», — добавил Медведев.
Дмитрий Лютягин отмечает, что каждый в штате лоббистов «Газпрома» отвечал за связь с определенными структурами в правительствах и медийных организациях: «Главное, что теперь придется кем-то заменить GPlus . Думаю, что в условиях кризиса это будет сделать легко, возможно, что фирмы сами выйдут на связь с российским газовым монополистом».
Рекомендуем:




Рекомендуем:



















