16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 90.29 / ₽ 8495
  • RTS1160.60
11 июня 2013, 18:22 КиноОбщество

«Кинотавр» перестал тусоваться

Лента новостей

Долгие годы «Кинотавр» и гульбарий были синонимами. Фестиваль бухал, а на коронный досуг «Кинотавра», которому и приличных слов-то не подберешь, слетались все краевые шалавы. Этот год показал, что налет разгула глава кинофестиваля Александр Роднянский вытравил окончательно. Никаких следов прежнего «Кинотавра» не осталось. Кино теперь — это не повод выпить, а главное действующее лицо

Божена Рынска. Фото: РИА Новости
Божена Рынска. Фото: РИА Новости

В прошлом году с территории фестиваля исчезли профессиональные
проститутки, ранее дежурившие в окрестных кафе. А с этого года увяли
даже банкеты кинокомпаний. Где ежедневные пати у пляжа? — Нету, повывелись.

Завсегдатаи всех «Кинотавров» со времен Рудинштейна — неразлучная троица Кобзон-Лещенко-Винокур, ранее фронтившая вовсю, — ушла с первого плана. Иосиф Кобзон, несмотря на не самое лучшее самочувствие, уважительно ходил на кинопоказы.

Глава фестиваля хотел, чтобы все было тихо. И было тихо. Правда, на второй день маленькое происшествие все-таки приключилось.
Подростка-дельфина штормом перебросило за волнорез прямо у таверны «Дионис», главной ставки кинофестивальщиков. Дельфинчик не мог выбраться. За волнорезом волновалась его мама. Ему нечего было кушать, а надо было всего-то 25 кг ставриды в день.

Телеведущая Марианна Максимовская позвонила в общество защиты животных, МЧС и дельфинарий. Приехавшие МЧСники били руками по воде — пробовали показать пленнику выход, но уставший дельфин не сообразил, чего от него хотят. Работники дельфинария предупредили, что дельфина нельзя пугать и попросили не бросать в него камнями. (Боже, что за отдыхающие приезжают в город Сочи, если в их адрес звучат такие просьбы!).

Декан Высшей школы экономики Анна Качкаева уже было собралась в шесть утра на рынок за ставридой. Но тут вмешались Роднянский и его команда, которая показывала чудеса эффективности всю фестивальную неделю. «Парня или надо пригласить в кино или выпустить, — велел глава «Кинотавра», а то придется его хоронить всем фестивалем». Через час дельфин был освобожден. Других происшествий на «Кинотавре» не было.

Роднянский изжил даже непререкаемую фестивальную традицию хоть раз громогласно давать кому-то в бубен. Каждый год на фестивале с большой помпой проходил обязательный, дежурный кинотаврский мордобой. В этом году только в самолете на пути обратно я обнаружила, что на фестивале незримо присутствовал антигерой позапрошлого «Кинотавра» драчун-продюсер Дмитрий Ашман. Правда, писали, что в этом году якобы получил в глаз артист Алексей Макаров, но это или вранье, или к глазу господина Макарова прикоснулись так дискретно, что не осталось ни синяка, ни свидетелей.

За всю фестивальную неделю на первом плане ни разу не появились шатающиеся кинематографисты. Звезды прошлых «Кинотавров» — актриса Яна Троянова и режиссер Василий Сигарев — два года назад проводили сочинский досуг очень по верхнесалдински. В этом году — не узнать людей, культурнейшие зайцы. Это еще раз показывает, что каков поп, таков и приход.

На закрытой спонсорской VIP-террасе, где звездам и жюри наливали бесплатное шампанское, играл ди-джей и иногда отплясывал трезвый Федор Бондарчук, показывая в перерывах между сетами свою кукольную внучку на айфон. В основном же гости, среди которых были Равшана Куркова, Светлана Бондарчук, Сергей и Елена Маковецкие, Дмитрий и Татьяна Дюжевы, Владимир Хотиненко и Виталий Манский, приходили, деликатно выпивали и обсуждали фильмы дня. Многие жалели, что нет тотализатора. Все отсматривали программу и азартно делали прогнозы, какой картине что
достанется.

На «Кинотавр» стали приезжать интеллектуалы из смежных отраслей. Александр Роднянский и шеф бюро The Economist Аркадий Островский беседовали о теле- и кинопроцессах на Украине, а как-то раз господин Островский уморительно рассказал, как в шесть лет аккомпанировал Иосифу Кобзону песню своего дедушки «Пусть всегда будет солнце». И даже продюсер Александр Атанесян в этом году пришел на террасу с одной натуральной блондинкой, а не пятнадцатью крашеными.

Из задач «Кинотавра» на следующий год — довести до совершенства дорожку Открытия. В этот раз по ступеням поднималось много старающихся людей. Но попадалась и бомжеватая публика — члены киногрупп, например, в майках и шлепках. В тельняшках пришли е-бургские — Сигарев и Троянова. В ответ на упрек Александра Роднянского супруги выкрутились, сказав, что так оделись в память о Балабанове. «Я вот думаю, что же ты за человек, если ты не можешь одеться на свой профессиональный праздник!» — во всеуслышание произнес Александр Роднянский. И уже на дорожку Закрытия Яна Троянова пришла в длинном белом платье, а ее муж Сигарев — в черном пиджаке.

Единственное светское мероприятие не имело прямого отношения к «Кинотавру». Промоутер Михаил Друян организовал на Морвокзале концерт пианиста Алексея Гориболя, который вместе с оркестром исполнял музыку Леонида Десятникова (тоже гостил на «Кинотавре) и Астора Пьяццолы. Почти все значимые гости фестиваля, принарядившись, с удовольствием высидели концерт под сводами прекрасной архитектуры тридцатых годов. Еще даже три года назад формат фестиваля до серьезной музыки не дотягивал, а в этом году кажется, что другой программы и быть не может, кроме как интеллектуальной.

«Мы одно время перестали ездить на «Кинотавр», как-то странно там все было, — поделилась на концерте супруга мэра Сочи Елена Пахомова, — а сейчас приходим, так нравится нам». (Пахомовы пришли на концерт всей семьей, вместе с молодой невесткой).

Изменился не только «Кинотавр». Сам Сочи, напоминавший дикий Запад периода освоения — племена бушуют, смотрящие, заходящие, — поменялся. Если раньше отелем «Жемчужина», в котором живет большинство гостей «Кинотавра», заправлял некий авторитетный человек Петрик (не тот, что академик, местный), то нынче Петрика и след простыл. В преддверии олимпиады «Жемчужиной» завладели собственники «Маринс Парк Отеля», которых общественное мнение причисляет к погонникам («погонники» по совместительству еще и сайентологи, внешне и по манере общения вполне
столичные).

Кстати, во времена прежнего «Кинотавра» местный армянский авторитет раздавал собственные премии — жаловал понравившимся актерам и актрисам перстни. Потом его замели, и владельцам перстней пришлось объясняться с правоохранительными органами.

Маленькой связкой с тем «Кинотавром» стал коренной сочинец Виталий Никитич Игнатенко, бывший глава ИТАР-ТАСС, а ныне сенатор. За ним в главной местной таверне на весь период «Кинотавра» был зарезервирован стол на отшибе. Прямо к столу, несмотря на отсутствие автомобильного движения на территории фестиваля, подъезжали «Бентли» и «Гелендвагены». Как-то раз из одной машины вышел авторитетного вида гражданин и с кавказским акцентом сообщил, что привез господину Игнатенко вино. (Судя по сумке, вино привезли в канистре или даже в бочонке). Вслед за ним за столом воцарилось еще двое персонажей из фильма «Бабло» Буслова. Их манера беседовать и вид были далеки от кинематографа, но вполне в духе старого «Кинотавра».

К чему долго сравнивать «что было» и «что стало»? А вот к чему. К старому «Кинотавру» имелся серьезный вопрос: корректно ли при участии госденег устраивать себе «выезд партактива», бухать и трахаться по периметру? На 24-м же «Кинотавре» кипит работа: сценаристы представляют продюсерам проекты, приезжают режиссеры в поисках актеров, продюсеры отсматривают дебюты, студии выбирают, кому доверить деньги. И потому нынешний «Кинотавр» Роднянского имеет полное право на господдержку.

Тем не менее, российские реалии таковы, что для того, чтобы получить деньги на фестиваль, надо не просто быть полезным и хорошим мероприятием, надо его главе быть своим.И потому на банкетах по правую руку от Роднянского все время восседает сенатор, представитель краснодарского края Виталий Игнатенко со своей невообразимой женой. И появляется глава комитета по культуре Госдумы Станислав Говорухин со своим дурацким фильмом открытия.

Господину Говорухину на этом "Кинотавре" прилетело за все. Зал жестко обсмеял его картину, несмотря на всеобщее признание его заслуг. Причем изгалялась не кучка демшизы и оппозиционно сочувствующих, не Сигарев и Троянова, которые ходят на митинги, а все. Зал, надо сказать, заржал от чистого сердца.

Ну, действительно же, веселый наворот: сначала главный гад бумагу важную в кабинете забывает, потом ключи от машины теряет, потом в лифте застревает. И, наконец, пистолет падает в рыболовецкую сеть. Обалдевшие зрители наконец-то доперли, о чем фильм: Бог прикалывается над гадом, решили, что и сам Говорухин тоже ржет, и заржали в ответ. А оказалось, что Говорухин-то все это лепил всерьез. Кстати, параллельно мэтр дал интервью газете «Кинотавра», где обозначил свою позицию с присущей прямотой. Ну, и пространство, как говорится, услышало.

В таверне «Дионис» громко издевались над фильмом, не стесняясь автора. Мэтра затроллили всерьез: сразу же окрестили нетленку «Фильмом про два Лобка». (Камера Говорухина смакует два лобка — мохнатый и гламурный. Чистая ненакрашенная девушка из предместья, которая ездит на свидания к гопнику на электричке и не хочет плохо поступать, — мохнатая, а прибалтийская гадина носит стрижку фигурную). Говорухин тут же заявил, что больше кино снимать не будет (благо, зарплата в Госдуме позволяет) и с фестиваля уехал. Кинематографисты же были рады, что хоть так допекли доверенное лицо президента и руководителя штаба.

Вообще, публика кинофестиваля государевых не жалует. Это прекрасно чувствовал Федор Бондарчук, когда, дистанцировавшись от текста, прочел поздравления премьера Медведева. Когда благодарил министра Мединского за поддержку, не сделав даже паузы для дежурных аплодисментов, которых, конечно, не могло последовать.

Как все это отразится на фестивале, пока не понятно. Глобально Александр Роднянский из стана приличных. Он не заискивает перед властью. Активно интегрируется в западную и голливудскую жизнь. Продюсирует американское кино. Развивает бизнес в Америке и в Европе. За «Кинотавр» он взялся в 2005 году, и сегодня это его любимое, но убыточное детище. Господдержку это дельное мероприятие, безусловно, заслуживает. Вопрос в том, предпочтет ли власть его уморить или все же даст возможность Роднянскому и Бондарчуку продолжать вытягивать российское кино.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию