16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.01 / ₽ 8130
  • RTS1174.06
26 марта 2014, 18:52 ОбществоПолитика
Актуальная тема: Украинский кризис

«Обама может стать заложником своих же заявлений»

Лента новостей

Президент США снова выступил с речью о санкциях против России

Президент США Барак Обама. Фото: Reuters.
Президент США Барак Обама. Фото: Reuters.

Ни дня без угрозы санкций. Президент США снова пообещал увеличить изоляцию России. Выступая в Брюсселе, Барак Обама сказал, что российское руководство ошибается, если оно считает, что мир не думает о ее действиях на Украине.

По словам американского лидера, координация между США и Европой по экономическим санкциям против России идет прекрасно. Но при этом введение более жестких мер не может произойти быстро, поскольку они могут затронуть и ряд европейских стран, которые в большей степени зависят от российского газа. Обама пообещал увеличить экспорт американского газа в объемах, потребляемых Европой.

Заявления американского лидера в эфире Business FM мы обсудили с доцентом кафедры политической теории МГИМО МИДа России Кириллом Коктышем.

Обама каждый день выступает и каждый раз говорит о санкциях, причем каждый раз о новых. Правильно ли мы понимаем, что здесь тактика, скорее, запугивания санкциями и созданием нервозной обстановки, чем реальные санкции?
Кирилл Коктыш:По сути, да, внятной стратегии нет — это совершенно очевидно. Существует реагирование на вызовы, то есть Обама не может не отреагировать, не потеряв при этом свое лицо. Ему крайне необходимо доказать внутри самих США, что он на самом деле может, и что Штаты не прекратили быть тем самым глобальным игроком, который, на самом деле, дирижирует всеми происходящими в мире переменами. Так что здесь ситуация понятна, у него есть политическая необходимость это заявлять.

Заявление по наращиванию американского газа, экспорта американского газа на сегодня смотрится достаточно экзотически, вряд ли для этого есть соответствующие возможности. Это будет дороже и это будет достаточно проигрышный для Европы ход. То есть втянуть Европу в такого рода смену поставщика, ну, наверное, для Штатов это бы смотрелось достаточно заманчиво, но это не учитывает те ответные ходы, которые Россия в этом случае могла бы предпринять.

Обама говорит о том, что Европа и Америка едины как никогда, но мы видим, что очень много политиков, особенно старшего поколения, откровенно поддерживают Путина и говорят о том, что с Россией обошлись неправильно, лишив ее полноценного партнерства. Так ли это?
Кирилл Коктыш: Это абсолютно так. Занимает достаточно зарезервированную позицию Италия, которая, например, не захочет смены и не захочет американского диктата в данном случае. Начнет занимать особую позицию Франция, по крайней мере, уже появились достаточно осмысленные статьи. Появляется и в самих Штатах достаточно понятное оппонирование и рассмотрение ситуации, как более многозначной и далеко не столь черно-белой, как ее пытается рисовать Обама. Ну и, наконец, интрига остается вокруг Германии. То есть готова ли будет Германия понести те потери, которые неизбежно будут, если она начнет лишаться российского газа.
А зачем нужны слова о том, что Европа и Америка в едином порыве? Это лукавство Обамы такое?
Кирилл Коктыш:У него нет другого выхода. Америка последние лет 10-15 вынуждена раздувать щеки и говорить, что любая перемена в мире, которая произошла, имеет американское авторство, начиная с арабской весны и заканчивая практически любыми существенными подвижками в мире. При этом это далеко не всегда так. То есть, по сути, Штаты, как правило, если брать ту же арабскую весну, приходили в ситуацию, когда она уже свершилась, и пытались возглавить ее по результату. Понятно, что если пиарно Штаты будут заявлять, что они, на самом деле, здесь ни при чем, то встает достаточно большой вопрос об американских позициях и о том праве, которое американцы сегодня занимают в глобальной системе. В первую очередь это будет ударять по доллару, и будет ударять достаточно существенно.

Опять же надо сказать, что если Россия только начнет обсуждать перспективу продажи нефти за рубли, либо подпишет с Китаем соглашение о массированных поставках газа Китаю, то, по сути, это будет означать достаточно тяжелую ситуацию для Европы. Она получит еще более сложное экономическое положение и окажется в состоянии экономического кризиса.

Звучали еще пассажи о НАТО, о том, что страны Европы зря снижают расходы на оборону. Как это воспринимать, какова угроза?
Кирилл Коктыш: Эти пассажи абсолютно экономически мотивированы. То есть в течение всей холодной войны США обеспечивали безопасность Европы от Советского Союза на европейские же деньги. И в этом плане предложение НАТО является, по сути, предложением Штатов всем странам Европы оплатить свою безопасность. Поэтому в данном случае, я думаю, что бизнес-мотивы даже первичнее к мотивам безопасности.
А каковы пределы вот этих обещаний Обамы? Чем больше он обещает, тем глубже он сам себя загоняет в угол.
Кирилл Коктыш:И тем глубже заходит ситуация. Да, мы на самом деле находимся в достаточно тревожной ситуации. Достаточно напомнить, что Кеннеди, оказавшись в такой же ситуации, все-таки 10 часов подряд проговорил с Хрущевым, и немножко тем самым отвел страну от Третьей мировой войны, которая тогда могла возникнуть.

Сегодня существует достаточно высокая зависимость политики от публичной сферы. Это, на самом деле, достаточно большая опасность, потому, что каждый политик оказывается заложником того красного словца, которое он выпустил, и которое потом является обязывающим для него самого. Очень близкая ситуация существовала в 1914 году, когда начиналась Первая мировая война, когда, по сути, огромное количество политиков оказалось заложниками своей же собственной риторики и установок общественного мнения. Этот фактор сегодня мало кем учитывается, а фактор очень тревожный.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию