16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 88.06 / ₽ 8215
  • RTS1163.50
16 сентября 2014, 16:59

От Макферсона до Макферсона. Что решит исход референдума в Шотландии

Лента новостей

Возможность разъединения 300-летнего союза всерьез не рассматривалась в Лондоне, и никакого «плана Б» на случай, если это стало бы реальностью, не существует. Его, по-видимому, нет и у националистов

Фото: Reuters

Все знают школьный портрет Пушкина с шотландским пледом через плечо? Откуда взялся плед? Сейчас расскажу, но сначала о последнем дне Помпеи, то есть о последнем, как еще может получиться, дне Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Сегодня заканчивается агитационная кампания перед референдумом о будущем Шотландии. Завтра — решающий день. Все жители этой части Соединенного Королевства, начиная с 16 лет, ответят «да» или «нет» на один вопрос: «Должна Шотландия стать независимым государством?»

Собственно, многие уже проголосовали — по почте. Один мальчишка стенает: отправил голос «за», потом подумал, решил — «нет». А поздно! Страсти накалились до невозможности. Страна (так называют каждую из четырех составных союзного королевства — Северную Ирландию, Уэльс, Шотландию и Англию) вся оклеена постерами и стикерами либо с No (за союз, против независимости), либо Yes (да, за независимость).

Три самых последних опроса ясности не дают никакой, кроме слабой надежды на победу союза. Впереди сторонники сохранения союза — 52%, за независимость — 48%. Но опросы не учитывают тех, кто до последнего дня не определился, а их более 10%. И к тому же авторы обследований честно признают: погрешность результатов — 3%. Так что все может случиться.

Забили тревогу, наконец, по всей стране, хотя жители Англии, включая и шотландцев, голосовать в референдуме не могут. Daily Mail пишет сегодня: «неужели мы и в самом деле хотим проснуться утром в пятницу, обнаружив, что мы теперь друг другу иностранцы?» Лидеры всех трех главных партий Британии, включая премьер-министра, отменили на прошлой неделе парламентские заседания и бросились в Шотландию агитировать за союз. Бывший премьер Джон Мейджор, наследник Тэтчер, эмоционально предупредил, что у Великобритании мало величия останется без Шотландии. Другой бывший премьер Гордон Браун, сам шотландец, призвал не выбрасывать долой трехсотлетнее наследие и все совместные достижения. На Трафальгарской площади в Лондоне прошел многолюдный митинг в защиту союза под лозунгом Better Together — «Лучше вместе».

Известный историк, эксперт по конституционным вопросам и политической системе Британии Питер Хеннесси с усмешкой отмечает:

— Как всегда у нас — все спохватываются только в последний момент.

По его мнению, возможность разъединения 300-летнего союза всерьез не рассматривалась в Лондоне и никакого «плана Б» на случай, если это стало бы реальностью, не существует. «Я очень удивлюсь, — говорит лорд Хеннесси, — если вдруг обнаружится, что у кого-то в столе лежит папка с таким планом». Впрочем, конкретного плана, как выяснилось из дебатов последних недель, нет и у националистов. Независимость получим — остальное как-нибудь само утрясется. Такое, примерно, отношение.

В общем, очень похоже на последние дни Советского Союза. И наверное, из-за этой похожести в России такое внимание к будущему Шотландии. Как же, мы свой Союз потеряли, теперь вы попробуйте, каково это. У кого-то со злорадством, у кого-то с сочувствием.

И вот тут про пушкинский плед. Он у него от Джеймса Макферсона. В XVIII веке этот шотландский поэт в горах родины «открыл» и собрал эпические песни шотландского горца Оссиана о подвигах его героического отца Фингала. Собрание легенд Макферсон переложил в набиравшем тогда силу романтическом ключе. Книга была переведена на все европейские языки, в том числе и на русский. Свои переложения и подражания есть и у Державина, и у Пушкина. Всё шотландское стало ассоциироваться с героической народной борьбой. Даже при том, что Макферсон был разоблачен как мистификатор, а «собрание легенд» — как его собственное сочинение, а не народный эпос.

Романтическая легенда дожила до наших дней, а за советское время дополнилась еще и классовой солидарностью. Шотландия — бастион левых, в Вестминстере традиционно представлена в основном лейбористами. От Шотландии в парламент проходили и коммунисты, в том числе и Уилли Галлахер, один из основателей компартии Великобритании и легендарный вождь «Красного Клайда» — центра рабочего движения в Шотландии в 1920-е годы.

Поэт Макферсон прославил Шотландию в XVIII веке. Сегодня же в будущем страны ключевую роль играет другой Макферсон — сэр Николас. О нем за пределами Уайтхолла мало кто знает, между тем этот человек — едва ли не главная фигура в британской пирамиде власти. У него за плечами самый долгий, еще с середины 1980-х годов, послужной список на ответственных постах в казначействе. Сейчас он является постоянным секретарем министерства финансов, то есть заместителем министра финансов. Но министры — политики, они приходят и уходят, а заместитель — государственный служащий, остается.

От него зависит, какое ведомство сколько на что получит денег из бюджета, что поддержать, что подрезать. Макферсон закончил колледж Итон и Баллиол в Оксфорде — кузницу правящих кадров. А вырос в Шотландии, где его семье принадлежит 30 тысяч акров (12 тысяч гектаров) лесов, парков и ферм. Как говорят знатоки, именно Макферсон спас британскую экономику от краха во время недавнего финансового кризиса. Пока политики бегали, схватившись за голову, методичный шотландец спланировал выкуп за счет государственных средств провалившихся банков, урезание расходов, где можно, и затем постепенное стимулирование деловой активности.

И вот, месяц назад этот незаметный чиновник вдруг вышел из тени и опубликовал «рекомендацию» насчет будущего валютного союза Англии и Шотландии. Рекомендацию не сохранять его, если шотландцы решат в пользу независимости. Такие советы служащих политикам обычно остаются конфиденциальными, но тут случай исключительный. Будущее фунта стало главной линией атаки сторонников союза. Сразу обнаружилась зыбкость построений националистов и их надежд на процветание в одной отдельно взятой стране.

Конечно, многие будут голосовать по Макферсону-поэту — от сердца. И все же соображения Макферсона-казначея — от головы — могут перевесить.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию