16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.18 / ₽ 8158
  • RTS1175.60
22 января 2015, 13:28 ОбществоПроисшествия

Кровавая провокация или просчет украинских военных

Лента новостей

В эфире Business FM украинский и российский политологи вместе попытались выяснить, кто виновен в расстреле остановки сегодня утром в Донецке, где погибли до 15 человек

На месте обстрела троллейбуса и остановки общественного транспорта в Донецке, в результате которого погибли люди. Украина, 22 января 2015.
На месте обстрела троллейбуса и остановки общественного транспорта в Донецке, в результате которого погибли люди. Украина, 22 января 2015. Фото: Николай Муравьев/ТАСС

В четверг в Донецке в результате минометного обстрела остановки общественного транспорта погибли мирные жители. По разным данным, жертвами стали от 9 до 15 человек. Власти самопровозглашенной Донецкой народной республики обвинили в произошедшем украинскую диверсионную группу, которая действует на территории города. Минобороны Украины отрицает причастность к произошедшему. Как сказано в сообщении ведомства, «обстрел пассажирского транспорта велся со стороны, где нет боевых столкновений. Место, где был обстрелян троллейбус, находится на расстоянии более 15 километров, где находятся силы АТО».

Что все-таки произошло в Донецке: кровавая провокация или просчет украинских военных? На этот вопрос в эфире Business FM ответили украинский и российский политологи: директор киевского Центра исследований общественных процессов «Эксперт» Вячеслав Ковтун и генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Как оценивать сегодняшнюю трагедию в Донецке, после того, как буквально накануне в Германии встречались в нормандском формате главы МИД?
Вячеслав Ковтун:Это большая трагедия — гибель мирных жителей. Единственное, что можно сказать, это требует тщательного расследования, причем с привлечением ОБСЕ. Очевидцы уже говорят, что это был минометный обстрел, поэтому говорить о прямом участии украинских военнослужащих нельзя, это находится вне зоны досягаемости минометных обстрелов.
Это похоже на провокацию?
Вячеслав Ковтун: Да, безусловно. Время этого чудовищного теракта совпало с форумом в Давосе и с переговорами в нормандском формате. Не исключено, что это спланированная кровавая провокация. Нужно расследование.
Константин Васильевич, что думаете по поводу сегодняшнего происшествия?
Константин Симонов: Я не думаю, что это нужно было ополченцам. Обстрел, как сказал коллега, не мог быть произведен украинскими силовиками, но возникает вопрос — кто тогда это сделал? Вряд ли это были ополченцы. Если им были нужны какие-то аргументы для возобновления военной операции, я думаю, этих аргументов достаточно, потому что мы все выходные наблюдали обстрел Донецка из артиллерии. Я боюсь, что речь идет о сознательном решении Украины начать масштабную военную операцию, и все факторы говорят в пользу этого. Мы знаем, что уже открыто говорится о трех волнах призыва. То есть Украина, к сожалению, готовится к войне, а поводы найдутся, как мы сегодня видим.
Реакция мирового сообщества на сегодняшнее происшествие будет?
Константин Симонов: Я думаю, что не особая будет реакция. Разве это первая история? Вспомните майские события в Одессе, попадание снаряда в автобус. Я думаю, что сегодняшнюю трагедию мировое сообщество практически не заметит.
Господин Ковтун, что вы думаете по поводу возможной реакции мирового сообщества?
Вячеслав Ковтун: Я думаю, что будет требование расследовать этот инцидент. Это мирные жители, это не боевики, это не военнослужащие, это те люди, которые никакого отношения к войне не должны иметь, поэтому реакция будет, и ОБСЕ будет привлечено к расследованию.
По украинским информационным сайтам указывается, что обстрел был, но при этом как-то обходится тема того, кто же это был. Почему так?
Вячеслав Ковтун: Украинские военнослужащие так далеко от центра Донецка находятся, и вы сообщаете о том, что оставлен аэропорт, поэтому миномет никак не может бить там больше 3 или 2 километров, это просто исключено. Обстрел производился из зоны, которую контролируют боевики, это однозначно.
То есть вы не чувствуете контраста между тем, что произошло сегодня, и появлением Петра Порошенко в Давосе с обломком волновахского автобуса?
Вячеслав Ковтун: Было видео обстрела, признанное всеми, что это были установки «Град», снаряды, которые лупят на 30-40 километров. А здесь мины, я сам минометчик по военной специальности, это ближний бой, это не может быть далеко, поэтому тут кто-то из местных.
Украина, как некоторые говорят в Москве, готовится к войне. Вы согласны с этим?
Вячеслав Ковтун: Нет. Я не вижу каких-то приготовлений к войне. А смысл? То, что говорят о мобилизации, хотел бы, чтобы слушатели услышали, в Украине нет военного призыва, как в России. Поэтому то, что называется мобилизацией, это просто замена военнослужащих, а не наращивание численности армии. Это попытки эскалации конфликта для того, чтобы снять санкции.
Константин Васильевич, ваше мнение? Все-таки Украина готовится к войне?
Константин Симонов: Мы сейчас услышали точку зрения о том, что на Украине нет никакого призыва. Подождите, подписаны уже указы о призыве мужского населения до 40 лет... Это не является военным призывом?
Вячеслав Ковтун: Сейчас подписано, а до этого военного призыва в течение 2 лет не было.
Константин Симонов: А сейчас он есть?
Вячеслав Ковтун: Не было военного призыва.
Константин Симонов: Слушайте, мы не говорим, что было 5 лет до этого, мы говорим, что происходит сегодня на Украине.
Вячеслав Ковтун: Сейчас нужно заменить тех военнослужащих, которые там находятся, на новых.
Константин Симонов: Я просто говорю о фактах. Призыв сегодня есть? Есть. Дальше. Увеличение расходов на оборону, практически в 5 раз в бюджете национальном Украины на 2015 год, есть? Есть. А как с этими фактами быть?
Сегодняшнее происшествие в Донецке обострит ситуацию или все продолжится примерно так, как идет?
Константин Симонов: Все продолжается так, как идет, но, извините, все идет, к сожалению, к масштабной войне, о чем мы еще в эфире вашей радиостанции говорили в конце прошлого года. Идет, как идет, но идет очень в скверном направлении.
Вячеслав Ковтун: Я соглашусь с тем, что идет, как идет, и какого-то изменения сейчас я не вижу.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию