16+
Четверг, 2 мая 2024
  • BRENT $ 83.58 / ₽ 7796
  • RTS1174.68
24 декабря 2015, 12:35 Политика

Киргизия решилась на «горькое» прощание с Россией?

Лента новостей

Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что его страна может выйти из соглашений по энергетическим вопросам «в ситуации, когда экономика России не находится на подъеме»

Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев.
Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Киргизия может выйти из соглашений с Россией по энергетическим проектам. Как сказал президент страны Алмазбек Атамбаев, «в ситуации, когда экономика России не находится на подъеме, видно, что соглашения не будут выполнены». Киргизия будет искать новых инвесторов, хотя Атамбаев отметил, что отказ от сотрудничества с Россией для его страны будет «горькой вещью». По словам президента Киргизии, свою позицию он озвучил во время встречи с Владимиром Путиным и нашел с его стороны «полное понимание ситуации».

Похоже ли это на демарш, рассуждает киргизский политолог Марс Сариев.

Марс Сариевполитолог«Я думаю, что в кулуарных беседах были расставлены точки над i, потому что Киргизия очень сильно зависит от России и не может делать демарши. Вы же помните, революция 2010 года произошла из-за того, что Россия просто-напросто приостановила отпуск светлых нефтепродуктов по внутренним российским ценам. Поэтому я думаю, что это не демарш, а понимание той тяжелой ситуации, которая складывается в России и в этой ситуации. Атамбаев ищет инвесторов. Его последние поездки в арабские страны оказалась нерезультативными, поездка Темира Сариева в Китай касалась строительства железной дороги и других проектов. В этом плане есть понимание со стороны Москвы, что этот финансовый вакуум может заполнить Китай. Понятно, что впоследствии здесь есть и политическая составляющая».

О каких проектах идет речь, что с ними сейчас? Рассказывает заведующий отделом Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.

Андрей Грозинзаведующий отделом Средней Азии Института стран СНГ«Это не только Верхне-Нарынский каскад ГЭС, четыре гидроэлектростанции, но и супергидроэлектростанция, которую предполагалась построить с российским участием Камбаратинской ГЭС. По Камбарате — сейчас там работы ведутся, насколько я знаю, но очень вяло. Точно также и по Кумырской ГЭС, причем обе стороны не демонстрируют очень активного стремления этот проект запустить, потому что к киргизской стороне тоже есть претензии у российских специалистов, которые занимаются. Там не до конца еще проведен землеотвод, не решены вопросы с правом на землю у людей, которые подлежат технической обработке, но возможности выкупа этих участков. Масса вопросов не решена и, собственно, с Бишкеком, но Кыргызстан, действительно, всерьез заинтересован в том, чтобы интенсифицировать работу. Видимо, хотелось бы, чтобы проблемы, которые есть у Кыргызстана, решались Россией. Я так полагаю, что последнее заявление Алмазбека Шаршеновича во многом продиктовано именно тем, что российский бизнес, очевидно, не демонстрирует желания войти в особенности внутриполитической ситуации в Кыргызстане и увеличить финансирование. И ясно, что президент РФ не может отдать команду той же «Русгидро» пересмотреть свои финансовые приоритеты, взять и выделить одномоментно какую-то очередную помощь республике Кыргызстан. Заменить Россию некем, ни одной крупной серьезной компании пока не видно на горизонте в киргизской гидроэнергетике. У республики сложная ситуация с бюджетом, национальная валюта девальвируется. По небогатому населению все эти скачки валютные ударяют достаточно сильно и больно, то есть у республики есть масса проблем и очевидно: то, что было заявлено, ну, это своеобразное выражение досады. Алмазбек Шаршенович — человек достаточно эмоциональный, это всем в Центральной Азии известно. Он иногда, к сожалению, сначала говорит, а потом думает».

Два года назад «Русгидро» оценивала инвестиции в строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС в Киргизии в 24 миллиарда рублей. Это называют наиболее масштабным инвестиционным проектом России в данной стране. Что касается Камбаратинской ГЭС, изначально российские инвестиции в ее строительство оценивались примерно в 2 млрд долларов, затем киргизские власти заявляли, что эта сумма вырастет до 3-4 млрд.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию