Вооруженные силы России в районе Курильских островов должны быть обеспечены необходимым количеством современного вооружения для обеспечения безопасности островов как неотъемлемой части страны, заявил президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с главой Минобороны Анатолием Сердюковым и министром регионального развития Виктором Басаргиным.

«Все должны понимать, что острова Курильской гряды — это территория Российской Федерации, на которую распространяется ее суверенитет. Мы будем предпринимать все необходимые усилия для укрепления стратегического присутствия на островах Курильской гряды при развитии добрых отношений с соседями», — цитирует президента РИА «Новости».

Глава государства не обошел стороной и социально-экономическую сторону развития островов. «Главное, чтобы люди, которые там (на Курилах) живут, чувствовали себя не хуже, чем на материке», — отметил Медведев.

Президент потребовал рассмотреть вопрос о создании дополнительных экономических преимуществ для Курил и новых условий для привлечения инвестиций. «Все программы должны быть реализованы. Если есть необходимость дополнительных средств — взвесить и принять эти решения. Нужно повысить инвестиционную привлекательность не только при помощи геотермальной энергетики, там есть и туристические возможности», — сказал Медведев.

Вопрос о статусе островов Курильской гряды — один из важнейших в текущей повестке дня российско-японских отношений. Россия многократно заявляла, что Курилы являются ее суверенной территорией. Такая политика вызывает неприятие в Токио. Премьер-министр Японии Наото Кан 7 февраля назвал «непростительным оскорблением» визит Медведева на Южные Курилы. Глава МИД РФ Сергей Лавров в ответ заявил, что слова Кана «явно не дипломатические».

Глава российского государства навестил Южные Курилы 1 ноября. Это вызвало нервную реакцию Токио: Япония отозвала для консультаций посла из Москвы. Впоследствии ситуация нормализовалась — в первую очередь после двусторонней встречи лидеров Японии и России в ходе саммита АТЭС. В начале февраля Курилы посетил глава Минобороны Анатолий Сердюков, что также не встретило понимания Токио.