Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко выступил с заявлением (оно размещено на официальном сайте ведомства), в котором утверждается: за одно рентгеновское исследование человек получает дозу облучения, равную 0,3-0,4 мкЗв. При таком условии каждый человек может пройти такое исследование не более 20 раз в год.

«Скрытое от человека (т.е. не добровольное) просвечивание его рентгеновским источником излучения не обеспечивает радиационной безопасности людей, в том числе детей и беременных женщин. Такое сканирование людей приведет к значительному увеличению коллективной дозы техногенного облучения населения Российской Федерации и в несколько раз увеличит риск возникновения стохастических эффектов — вредных биологических эффектов, в первую очередь, онкологических заболеваний, вызванных ионизирующим излучением», — предупреждает Онищенко.

Для снижения рисков, указывает главный санитарный врач, при досмотре пассажиров необходимо «использование тех видов лучевых сканеров, при работе которых годовая доза техногенного облучения людей не превышает 10 мкЗв в год».

Кроме критерия «дозы» при работе сканера должен быть обеспечен «принцип обоснования» для человека. Но это невозможно обеспечить «при сканировании пассажиропотоков, в том числе миллионов пассажиров метрополитена», — говорится в заявлении Роспотребнадзора.

Надо сказать, что аппараты для рентген-сканирования установлены во многих аэропортах мира. В пресс-службе аэропорта «Домодедово BFM.ru сообщили, что такое оборудование (рентгенотелевизионные интроскопы, газоанализаторы, рентгенографические сканеры) используется «исключительно в процессе досмотра багажа и ручной клади».

А для предполетного досмотра пассажиров служба авиационной безопасности аэропорта использует радиоволновые сканеры. «Такой досмотр не имеет никаких медицинских ограничений по применению, так как при сканировании используется метод активной радиолокации, аналогичный процедуре в кабинете УЗИ. Мощность радиосигнала сканера в 10 000 раз ниже мощности излучаемого сигнала мобильного телефона. Поэтому количество проходов через аппарат ничем не ограничено», — говорится в заявлении пресс-службы аэропорта.

«Эти приборы, которые используются в аэропортах, дают очень низкое излучение, гораздо ниже, чем у медицинского оборудования, — сказал BFM.ru ведущий специалист Открытого института здоровья Кирилл Данишевский. — Сколько-нибудь значимого повышения риска, которое можно было бы проследить, не обнаруживается. Надо понимать, что человек всегда сталкивается с радиацией. Нормальный радиационный фон от большинства вещей на Земле исходит».

Все лучевые сканеры, которые используются для предполетного досмотра авиапассажиров, являются «достаточно мощными техногенными источниками рентгеновского излучения, представляющими потенциальную опасность для здоровья человека», настаивают в Роспотребнадзоре.

В ближайшее время в России могут быть снижены и требования при рентгеновском облучении, что позволит внедрять новые разработки по распознаванию радиоактивных материалов и взрывчатых веществ, а также системы видеоконтроля с распознаванием образа. В таких разработках используется рентгеновские лучи, об этом в феврале этого года заявил начальник 12-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны РФ вице-адмирал Сергей Перцев.

Он признал, что медицинское сообщество выступало резко против таких послаблений. Однако он отметил, что после теракта в аэропорту «Домодедово» 24 января этого года возможность снижения требований «обсуждается на самом высоком уровне».

Кстати, подобные средства для досмотра пассажиров с использованием рентгеновского излучения в России сейчас применяют и в метро. В московской подземке сканеры были установлены после теракта в «Домодедово» в этом году: 27 января этого года президент Медведев посетил станцию метро «Охотный ряд», на которой установлен такой комплекс досмотра пассажиров.

Система безопасности в метро аналогична применяемой в аэропортах и включает в себя металлоискатель, сканер и рентген для багажа. По планам, такой системой будет оборудовано почти 50 станций метрополитена, сообщает РИА «Новости». Но при этом тщательно досматривать будут только подозрительных пассажиров.

Роспотребнадзор предлагает альтернативу

В Роспотребнадзоре настаивают на том, что для обеспечения правил безопасности в аэропортах есть альтернативное, безопасное для здоровья оборудование. Его начали применять в аэропортах еще в 2009 году: это установки для досмотра людей в миллиметровом диапазоне волн, которые не содержат источников ионизирующего излучения и могут применяться практически без ограничений.

В словах Геннадия Онищенко есть здравый смысл, признает Кирилл Данишевский. «Безопасных доз радиации не бывает, — утверждает он. — Понятно, что любое излучение повышает вероятность спонтанных мутаций, часть из которых может приводить к онкологии. Риски есть — один на миллион. Проследить это в исследованиях не удается. Не надо людей просвечивать рентгеном, когда в этом нет необходимости, это никакой пользы не приносит. Если с помощью другого оборудования можно предотвратить трагедию, то использовать его необходимо».