12 июля, в России объявлен день национального траура по погибшим в результате крушения теплохода «Булгария», который затонул 10 июля в Куйбышевском затоне. Всего на борту «Булгарии» находилось более 200 человек, включая около 60 детей.

На момент публикации число подтвержденных жертв катастрофы составило 88 человек. Выжить удалось 79 пассажирам, судьба остальных неизвестна. В настоящее время водолазы обследовали затонувшее судно и обнаружили, что от 30 до 40 тел детей находятся в трюме, где была сооружена детская комната с песочницей. Трагедия на Волге — второй день подряд самый популярный запрос поискового ресурса Google.

Сегодня на место трагедии прибыли многие из спасенных, а также родственники погибших и пропавших без вести. Их доставили на автобусах из Казани, где проводилось опознание тел. В столице Татарстана проходят первые похороны погибших.

Из высокопоставленных чиновников в траурной церемонии приняли участие министр транспорта РФ Игорь Левитин и президент Татарстана Рустам Минниханов.

Поиск виноватых

Заместитель начальника полиции по Татарстану Василий Соколов заявил, что представители компании-арендатора («Бриз») и субарендатора («АргоРечТур») уже допрошены сотрудниками правоохранительных органов.

«Ответственность должны нести и владельцы, и арендаторы судна. К сожалению, степень их ответственности недостаточно четко определена в существующем законодательстве», — заявил премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков. Он заверил, что степень ответственности тех и других определит комиссия, занимающаяся расследованием дела.

Также выяснилось, что организаторы круиза на «Булгарии» («АргоРечТур» и «Интур-Волга») не имели права заниматься туроператорской деятельностью. По словам пресс-секретаря Ростуризма Олега Мосеева, ни одна из указанных компаний не подавала сведения для внесения в Единый федеральный реестр туроператоров. Поэтому и ответственность организаторов круиза перед туристами не была застрахована.

Версии

Сейчас сотрудники Следственного управления и транспортной прокуратуры по Пермскому краю, к которому была приписана «Булгария», проводят выемку документов в Канском речном пароходстве. Следователи и криминалисты рассматривают все версии трагедии.

Как сообщил Василий Соколов, версию теракта следствие исключило. В числе основных версий причин крушения теплохода рассматривается техническая неисправность. Следственный комитет РФ уже точно установил, что при выходе из порта в Казани у теплохода наблюдался крен на правую сторону. Появляются сообщения, что до этого у «Булгарии» были проблемы с двигателями.

Долгое время теплоход, построенный в 1955 году, переходил от арендатора к арендатору, которые не были заинтересованы в дорогостоящем ремонте. Известно, что судно вышло в рейс с большой перегрузкой. Свою роль сыграла и плохая погода: высокая волна и гроза.

Дмитрий Медведев считает, что такого рода происшествия не могут произойти, если соблюдаются правила техники безопасности и нормы технического надзора, даже, несмотря на тяжелые погодные условия.

Он потребовал «досконально разобраться в том, почему это произошло, почему судовладелец использовал судно в таком состоянии техническом, если подтвердится версия о том, что были допущены нарушения». «Нужно будет оценивать действия экипажа, но это задача не только для правкомиссии, но и для прокуратуры и других органов», — сказал глава государства.

С некоторыми капитанами поступят сурово

Для выяснения обстоятельств крушения «Булгарии» создана госкомиссия под руководством главы Минтранса Игоря Левитина. Она приняла решение снять с внутренних маршрутов суда класса «Булгарии». «Введем новые, более жесткие меры по судоходству. Судов типа того, которое затонуло, около 18. Из них три ходят по внутренним водным путям. Принято решение приостановить их плавание до выяснения обстоятельств», — заявил Левитин.

В ходе работы госкомиссии подтвердились и слова свидетелей, которые утверждали, что мимо терпящей бедствие «Булгарии» прошли два судна. Теперь их капитанам придется отвечать за неоказание помощи. «Они должны были принять все меры для оказания помощи пострадавшим, тем, кого они видели на плотах. И причины — что они не могли подойти, изменить курс и так далее — в этой ситуации не работают. Мы примем все необходимые меры законодательного порядка, чтобы с этими капитанами поступить очень сурово», — подчеркнул глава Минтранса.

К 16 часам стало известно, что уже возбуждены уголовные дела по фактам неоказания помощи капитанами судов «Арбат» и «Дунайский 66» пассажирам теплохода «Булгария», сообщает пресс-служба СКР. Дела возбуждены по статье 270 УК РФ («неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие»).

Также уголовные дела возбуждены в отношении гендиректора «АгроРечТур» — компании-арендатора затонувшей «Булгарии» Светланы Инякиной и старшего эксперта камского филиала российского речного регистра Якова Ивашова. В настоящее время Инякина и Ивашов задержаны, решается вопрос об их аресте, отмечают в СКР.

«Коллективное отрицание российской реальности»

Однако не все «капитаны» будут наказаны. Дмитрий Песков, пресс-секретарь главы правительства на вопрос BFM.ru о возможной отставке министра транспорта Игоря Левитина в связи с последними трагическими событиями, сказал, что «подобные меры абсолютно неуместны в данной ситуации». «Такой вопрос не обсуждается», — сообщил он.

Аварии на транспорте в России приобрели системный характер, и власти обещают разобраться, найти виновных, затеваются кампании по проверке технического состояния транспортных средств. Так, напомним, после недавней катастрофы Ту-134 в Карелии (47 погибших) было предложено в ближайшее время запретить летать самолетам этого типа. Те же самые меры были предложены после вчерашнего приводнения Ан-24 (7 погибших). А после произошедшего с «Булгарией» власти поручили проверить пассажирские суда.

Причем подобные решения принимаются постфактум, но никак не в качестве предупредительных мер. При этом отставки случаются крайне редко: как правило, шапки летят на местах.

Вопросом о том, будут ли найдены виновные во вчерашней трагедии, задаются и в иностранных СМИ. Эту тему, к примеру, поднимает обозреватель немецкого издания Die Tageszeitung Клаус-Хельге Донат. По его словам, тот, у кого есть связи, обычно выходит сухим из воды. «Катастрофы с человеческими жертвами случаются и в других странах, однако российская статистика впечатляет больше всего. Здесь даже по причине незначительных дефектов гибнет такое количество людей, что прямо-таки в дрожь бросает. Эти цифры отражают равнодушие власти к жизням людей», — пишет Клаус-Хельге Донат, называя погибших на Волге жертвами коллективного «отрицания российской реальности».

«Политических выводов не будет»

Директор центра стратегических исследований Андрей Пионтковский уверен, что никаких радикальных политических решений после случившейся трагедии не последует. «Конечно же, министр транспорта в отставку не пойдет. Хотя вот на Кипре недавно произошла трагедия, погибли 12 человек, после чего министр обороны ушел в отставку. Но у нас — это несменяемая группировка людей, и никакие провалы не заставят их нести ответственность, что было нам неоднократно продемонстрировано», — сказал Пионтковский BFM.ru.

По словам эксперта, катастрофы в России являются естественным следствием изношенности всей инфраструктуры и в этой области что-то измениться может. «Но никаких политических выводов делаться не будет, несмотря на то, что события повторяются одно за другим», — считает Пионтковский.

Стоит отметить, что за рубежом отставка министра транспорта, после различных ЧП на транспорте — далеко не редкость. К примеру, в октябре 2007 года в Конго после катастрофы самолета Ан-26 (более 50-ти человек погибли) президент республики объявил об отставке министра транспорта и коммуникаций за «неспособность организовать авиационный сектор».

В октября 2008 года министр транспорта Венгрии Пал Сабо и исполнительный директор Венгерских железных дорог Иштван Хайнцингер подали в отставку в связи со столкновением поездов. Авария произошла под Будапештом, в результате происшествия погибли четыре человека и 26 получили ранения. Катастрофа произошла из-за вышедшего из строя светофора.

Также в октябре 2008 года в отставку подал министр транспорта Египта Мухаммед Мансур в связи с катастрофой на железной дороге. Тогда в результате столкновения двух пассажирских поездов погибли 18 человек.

В сентябре 2009 года министр транспорта Македонии Миле Янакиевский подал в отставку. Причиной стала гибель 15 человек в результате крушения прогулочного судна.

А в декабре 2010 года министр транспорта Шотландии Стюарт Стивенсон ушел с поста под прессом критики за неспособность справиться с хаосом на дорогах из-за аномально суровой зимы. Тогда в Европе прошли сильные снегопады, в результате чего на трассах образовались заносы и гололед. «Я мог бы сделать гораздо больше для информирования общественности о развитии ситуации в период наступления сложных погодных условий», — написал Стюарт Стивенсон в своем заявлении об отставке.

Самые крупные катастрофы при Левитине

Игорь Левитин занимает пост министра транспорта с мая 2004 года. До этого с марта 2004 года занимал должность министра транспорта и связи России. К моменту назначения в правительство не имел опыта государственной службы.

За этот период времени произошел ряд катастроф на железнодорожном транспорте. 13 августа 2007 года на перегоне Бурга — Малая Вишера Октябрьской железной дороги, при следовании скоростного поезда «Невский экспресс», произошла авария. Ее причиной стал подрыв железнодорожного полотна самодельным взрывным устройством. В результате взрыва с рельсов сошли электровоз и все 12 вагонов. Травмы получили 60 человек.

27 ноября 2009 года неподалеку от населенного пункта Ерзовка, на 285-м километре участка Октябрьской железной дороги, под локомотивом поезда «Невский экспресс» прогремел взрыв. В момент крушения в поезде находился 661 пассажир. Первые вагоны по инерции на большой скорости проскочили под взрывом, последние три практически были смяты взрывной волной. В этих вагонах находились в тот момент порядка 200 человек. В результате трагедии погибли десятки человек.

Авиакатастрофы. В 2006 году Левитин возглавлял правительственные комиссии по расследованию причин и оказанию помощи пострадавшим в авиакатастрофах близ Сочи, под Иркутском и под Донецком.

14 сентября 2008 года в России произошла очередная авиакатастрофа: в Перми разбился пассажирский «Боинг-737», на борту которого находились 88 человек (все они погибли). Правительственную комиссию, созданную по поручению президента в связи с катастрофой, возглавил Левитин. «Могу сказать только одно: то, что произошло — это трагедия, но это не системный кризис, который есть в гражданской авиации», — прокомментировал тогда ситуацию Левитин.

В апреле 2010 года под Смоленском потерпел катастрофу самолет президента Польши. Все пассажиры, включая президента Леха Качиньского и его супругу, начальника президентской канцелярии, начальника генерального штаба и других чиновников, погибли. Польская делегация летела в Россию для участия в мемориальных мероприятиях, посвященных 70-летию трагических событий в Катыни.

Теракт в Домодедово. 24 января 2011 года в зоне прилета международных рейсов Домодедово произошел взрыв. В результате теракта погибли 35 человек, более 100 пострадали. Тогда министр транспорта Игорь Левитин предложил правительству уволить главу Ространснадзора Геннадия Курзенкова.

Можно, конечно, вспомнить качающийся мост в Волгограде и транспортный коллапс в столичных аэропортах в канун этого года, но все это мелочи по сравнению с трагедиями, унесшими жизни людей.