В понедельник, 25 июля, спасателям удалось обнаружить тела еще двух погибших женщин при крушения теплохода «Булгария». Они оставались последними в списке ненайденных. Водолазы нашли их в трюме в носовой части в каюте. Таким образом, всего жертвами трагедии на Волге, ставшей крупнейшей в новейшей истории российского речного судоходства, стали 122 человека. В МЧС Татарстана заявили об окончании поисковой операции.

Напомним, двухпалубный дизель-электроход «Булгария», построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля во время грозы на Куйбышевском водохранилище на территории Татарстана. Свидетели ЧП говорят, что судно вышло из порта с креном на правый борт, а перевернуть его могло боковой волной.

По уточненным данным СКР, на судне в момент крушения находился 201 человек, спастись удалось 79. В больницах в настоящее время находятся 14 пострадавших. Накануне, 24 июля, спасатели нашли тела шестерых погибших, среди которых были двое членов экипажа.

В настоящее время, «Булгария» поднята со дна и зафиксирована на поверхности, откачка воды практически завершена. Пока судно отбуксировали на мелководье. Теплоход продолжают поддерживать плавучими кранами, но специалисты рассчитывают, что скоро судну удастся придать устойчивость.

Тем временем на судне уже работают сотрудники Следственного комитета России. Им предстоит восстановить трагедию по минутам и разобраться в причинах крушения «Булгарии». Внутри судна сразу после его поднятия со дна Волги следователи провели первую фотосъемку. В ходе осмотра «Булгарии» стало понятно, что версия о том, что причиной трагедии стала пробоина, не соответствует действительности. Водолазы тщательно обследовали корпус судна, и, как оказалось, он абсолютно цел. Специалисты обнаружили лишь трещину на обшивке, которая образовалась в результате обрыва металлического троса во время подъема судна.

По одной из версий, капитан «Булгарии» Александр Островский, поняв, что судно пойдет ко дну, отклонился от курса и на полной скорости шел на мель, до которой оставалось буквально 40 метров. Если бы корабль удалось посадить на нее, то жертв трагедии было бы намного меньше.

Специалисты отмечают, что говорить о точных причинах трагедии можно будет только после того, как судно доставят в док и обследуют. Министр транспорта Игорь Левитин подтверждает это: «Решение о подъеме в первую очередь связано с необходимостью проанализировать причину». «От этого зависит судоходство на внутренних водных путях», — сказал он. По словам министра, осмотр судна в доке позволит точно изучить состояние иллюминаторов и корпуса, а также понять, какие меры нужно принять для повышения безопасности пассажирских судоперевозок.

Ранее, 22 июля, стало известно о том, что главным фигурантам дела о крушении «Булгарии» — директору «АргоРечТура» Светлане Инякиной и старшему эксперту Камского филиала Речного регистра Якову Ивашову — предъявлены официальные обвинения.

Ивашов обвиняется следствием в выдаче официального документа, удостоверяющего соответствие услуг по пассажироперевозкам требованиям безопасности без надлежащего проведения проверок технического состояния теплохода «Булгария». Инякина же, в свою очередь, — в использовании этого документа. При этом она знала, что техническое состояние судна не соответствует требованиям безопасности, о чем ей неоднократно докладывал экипаж теплохода.

Следствие взялось за собственника «Булгарии»

Также транспортная полиция возбудила уголовное дело по факту злоупотребления полномочиями должностными лицами собственника судна. Однако пока рано говорить о том, кто конкретно проходит по этому делу. «Ни одна фамилия в постановлении не фигурирует, поэтому пока нет информации, кто подозревается или обвиняется», — рассказала Business FM начальник следственного отдела Пермского линейного управления МВД России на транспорте Ольга Аксенова.

Между тем, по сообщениям СМИ, уголовное дело связано с тем, что владелец «Булгарии» — «Камское речное пароходство» — сдавал корабль в аренду в обход государства. Расследование было инициировано по просьбе Росимущества. Дело в том, что государству принадлежит 32% акций «Камского речного пароходства», следовательно, бюджет должен был получать за сдачу «Булгарии» в аренду дивиденды. Но в отчетностях судоходной компании такого корабля нет. Хотя, по документам, договор аренды с ней был заключен еще в апреле этого года. Стоит отметить, что, как сообщают СМИ, гендиректор «Камского речного пароходства» и руководитель фирмы-арендатора «Булгарии» — компании «Бриз» — является один и тот же человек, а именно, Валерий Незнакин.

Общественная палата проведет свое расследование

Первое заседание рабочей группы Общественной палаты по расследованию причин крушения «Булгарии» планируется провести сегодня, 25 июля. «Мы будем решать вопрос по составу группы, экспертам, чтобы уже приступить к работе», — сообщил в пятницу глава комиссии ОП по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы Анатолий Кучерена.

Ранее Кучерена сообщал, что комиссия проведет свое расследование, чтобы выяснить причины крушения судна. Глава комиссии назвал гибель теплохода «ужасной трагедией», виновные в которой должны понести жесткую ответственность. По его словам, после этой трагедии надо навести порядок в сфере транспорта, в частности, обеспечить строгий контроль за состоянием судов.

Трагедия и политический PR

Между тем, лидер «Правого дела» Михаил Прохоров в конце прошлой недели озвучил собственную версию причин крушения теплохода. Политик, в частности, возложил вину за произошедшее на весь российский чиновничий класс совместно с теневым бизнесом, «паразитирующим» на собственной стране.

Прохоров написал в своем блоге, что трагедия «Булгарии» стала следствием стремительной деградации и разрушения инфраструктуры в стране, а также коррумпированности чиновников: «Государство — неэффективный собственник, а тем, чтобы привлечь частные инвестиции в сектор речного судоходства, никто не озаботился».

По мнению Прохорова, наказать должностных лиц, ответственных за произошедшее на Куйбышевском водохранилище, «можно и нужно», однако очередной всплеск уголовных дел и кадровых чисток не восстановит порядок, не запустит механизм модернизации инфраструктуры, не устранит тотальную коррупцию.

«Виноваты в произошедшем на Волге многие. Государство — неэффективный собственник, а тем, чтобы привлечь частные инвестиции в сектор речного судоходства, никто не озаботился, так как это сложно. Сложно, потому что не работает система, потому что слишком многое в стране монополизировано и неповоротливо», — поясняет Прохоров.

Во всем этом, по мнению лидера правых, виновата «политическая монополия». «Она не может защитить граждан и не способна обеспечить развитие страны. Монополия к тому же пытается заставить общество молчать. Если ее не разрушить, деградация продолжится», — опасается политик.

Шойгу не увидел, как подняли «Булгарию»

Глава МЧС Сергей Шойгу 20 июля ушел в отпуск, не дождавшись поднятия затонувшего теплохода «Булгария». На месте происшествия министр пробыл неделю. «Вернется через две недели. МЧС не руководит операцией, сейчас всем занимается Минтранс», — пояснила глава управления информации МЧС Ирина Андрианова.