Программа, в рамках которой государство субсидировало часть процентной ставки по автокредитам, завершится к концу этого года. О том, что программа не будет продлена в 2012 году, сообщил в среду заместитель департамента автомобильной промышленности Минпромторга России Алексей Жидяев.

Всего на программу из бюджета было выделено 30 млрд рублей. По состоянию на 1 июля этого года государство перечислило в счет субсидий коммерческим банкам, участвовавшим в программе, 18,9 млрд рублей.

Программа льготного кредитования стартовала в 2009 году. Она предусматривает выдачу кредита на покупку отечественных автомобилей и иномарок российской сборки стоимостью до 600 тысяч рублей при условии, что предоплата (или размер первоначального взноса) составляет 15% от стоимости автомобиля. Государство субсидирует проценты по кредиту в объеме 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ (на сегодня ставка ЦБ — 8,25).

Льготное автокредитование было одной из мер поддержки отечественной промышленности после кризиса 2008 года. «Банк, кредитующий покупку автомобилей по программе государственного субсидирования процентной ставки, выдавал заемщику кредит по заведомо пониженной ставке, и каждый месяц подавал в Минпромторг сводную ведомость с количеством заемщиков и суммой выданного кредита. И по каждому такому кредиту Минпромторг перечислял банку его упущенную выгоду — разницу между государственной ставкой и реальной рыночной. Поэтому программа была выгодна и для покупателя автомобиля, и для банка, но затратна для бюджета», — так пояснил механизм взаимодействия банка и государства начальник управления развития автокредитования банка «ЮниКредит» Иван Жихарев.

«На сегодняшний момент в бюджете на программу льготного кредитования на 2012 год средств не предусмотрено», — сказал в среду Жидяев, добавив, что последствия кризиса российский авторынок уже преодолел, и необходимость стимулировать покупку россиянами машин уже отпала.

Правда, в проекте федерального бюджета на 2012 год заложены средства в сумме 3,253 млрд рублей на субсидии российским банкам по льготным автокредитам, выданным ранее — в 2009 –2011 годах. А вот по автокредитам, которые будут банки выдавать с января 2012 года, ставки субсидироваться уже не будут.

Хлам утилизировали

В марте 2010 года стартовала программа по утилизации автомобилей возраста старше 10 лет — или, как ее назвали, «утилизация автохлама». Она продлилась чуть более года и обошлась в 24,5 млрд рублей. В рамках этой программы любой владелец автомобиля старше 10 лет мог сдать его в утиль, получить соответствующее свидетельство и на основании ваучера получить скидку в размере 50 тысяч рублей при покупке новой машины.

Минпромторг 23 июня этого года завершил программу, выдав 600 тысяч сертификатов. При помощи сертификата продано 595,76 тысячи автомобилей. Причем, по данным на 21 июня, 79% всех утилизационных свидетельств были предъявлены при покупке в дилерских салонах АвтоВАЗа. Таким образом, АвтоВАЗ продал 373,6 тысячи автомобилей. А наибольшим спросом пользовалась вазовская «классика» — 32,8% продаж.

Программа утилизации старых авто стимулировала покупателей, которым даже с учетом ваучера на 50 тысяч рублей не хватало средств на покупку новой машины: они присоединялись к участникам программы льготного кредитования. Это сыграло на руку потребителям, банкам и автопроизводителям.

В пресс-службе Горьковского автозавода BFM.ru сообщили, что по программе льготного кредитования было продано 13 тысяч автомобилей «Газель» и «Соболь».

По словам аналитика агентства «Автостат» Азата Тимерханова, программа льготного автокредитования помогла не только АвтоВАЗу, но и автосборочным предприятиям иностранных автомобильных концернов, расположенным на территории РФ. «В выигрыше производители, которые выпускают наиболее массовые автомобили. Это относится к LADA, к Hyundai (Solaris), Renault (Logan, Sandero), Ford (Focus), Chevrolet (Niva, Lacetti, Cruze), Volkswagen (Polo Sedan). Как итог, эти марки сейчас находятся среди лидеров рынка», — отмечает Тимерханов.

«Господдержка, оказанная отечественному автопрому, не позволила российским автопроизводителям потерять долю рынка на пике спроса на автомобили», — считает аналитик ИФК «Алемар» Василий Конузин.