Месяц назад исполнился год, как Юрий Лужков был отстранен от должности мэра Москвы в связи с «утратой доверия» президента. За это время многое изменилось: в частности, Банк Москвы перешел под контроль Группы ВТБ, его
экс-руководитель Андрей Бородин вместе с замом Дмитрием Акулининым заочно арестованы, супруга Лужкова Елена Батурина была вынуждена продать «Интеко».

Напомним, в феврале 2011 года банк ВТБ купил блокирующий пакет акций Банка Москвы у мэрии столицы. Позднее в отношении руководства банка было возбуждено уголовное дело. Топ-менеджеры по решению суда были отстранены от должностей. Банкиры обвиняются в организации схемы кредитования компании «Премьер Эстейт» под залог неликвидного земельного участка площадью 58 га. Денежные средства по этому кредиту на сумму около 13 млрд рублей впоследствии были перечислены на личный счет главы «Интеко» Елены Батуриной.

Сегодня стало известно, что по делу о хищениях в Банке Москвы следователи хотят допросить нового свидетеля — экс-мэра Юрия Лужкова.

Высокопоставленный чиновник, близкий к расследованию сообщил РИА «Новости», что Лужков обязан явиться на допрос 28 октября. «Господин Лужков и его адвокаты проинформированы должным образом, им отправлено соответствующее уведомление», — сказал он.

В понедельник к следователю действительно был приглашен адвокат Лужкова Алексей Мельников. Ему, как сообщили в Следственном департаменте МВД, была передана повестка. Алексей Мельников рассказал BFM.ru: «Я подтверждаю, что у следственных органов имеется интерес пообщаться с Юрием Михайловичем Лужковым. Но этот интерес в данный момент никак процессуально не оформлен, никакой повестки ему не высылалось. Мы даже не знаем, по какому делу его хотят видеть».

Впрочем, сам Лужков сообщил одному из информагентств, что должен был явиться на допрос уже 24 октября, но не смог этого сделать, потому что читает лекции за границей. Он пообещал дать показания «как только вернется», но дату своего возвращения не уточнил.

Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий в беседе с BFM.ru высказал предположение, что «даже если Юрий Михайлович и прилетит из Лондона, что маловероятно, то вряд ли он раскроет следствию страшные тайны Банка Москвы. Но не по злому умыслу, а просто по незнанию, ведь экс-мэр вряд ли глубоко вникал в деятельность банка».

«В совет директоров банка Лужков не входил, наиболее высокопоставленным представителем мэрии в руководящем органе банка был первый заместитель мэра Юрий Росляк. Участие мэра в жизнедеятельности Банка Москвы, скорее всего, в последние годы сводилось к одобрению регулярного повышения капитала банка за счет средств города», — отмечает Осадчий. Так, по его словам, летом 2010 года мэрия выкупила акции очередной дополнительной эмиссии банка на сумму 15 млрд рублей, причем 12,76 млрд рублей оказались на счетах ЗАО «Премьер Эстейт» и затем перекочевали на личные счета Елены Батуриной.

Директор аналитического департамента ИГ «Норд-Капитал» Владимир Рожанковский тоже считает, что вызов Лужкова на допрос, скорее всего, связан с делом «Премьер Эстейт».

«Буквально спустя месяц после официального объявления ВТБ о покупке Банка Москвы в последнем были произведены обыски. Было выявлено, что госпожа Батурина по нескольким строительным контрактам перевела суммы на свой личный счет — речь шла, насколько мы помним, о нескольких миллиардах рублей. Но потом бывший президент Банка Москвы Андрей Бородин уверял, что в этом не было ничего противозаконного, и впоследствии эти деньги якобы были перечислены заказчикам», — вспоминает Рожанковский. Наверное, считает он, следователи начали распутывать этот клубок, и нет ничего противоестественного в том, что фамилия бывшего мэра «всплыла» в этом контексте.

Политический контекст

Сам Лужков считает, что его вызывают на допрос по политическим причинам. «У меня есть основания полагать, что вызов в следственный департамент связан с моим интервью радиостанции «Свобода», — заявил бывший мэр РИА «Новости».

«Авторитет «Единой России» сегодня просто обваливается, даже, можно сказать, радикальным образом. Люди в «Единой России» являются слабыми (я имею в виду руководителей этой партии) — слабыми, серыми по своему потенциалу, организационному, умственному и так далее. А сама партия, может быть, в силу вот таких личностных качеств этих людей, стала партией комфортной, — не стеснялся в выражениях бывший лидер ЕР, — Медведев показал свою неспособность решать вопросы страны».

После таких слов, возможно, у следствия будет к Лужкову много вопросов. Но вряд ли экс-мэр захочет повторить судьбу Ходорковского.