По данным агентства «Автостат», по итогам прошлого года Россия заняла седьмое место в рейтинге самых крупных авторынков мира. В нашей стране было реализовано 2,81 млн новых автомобилей, в том числе 2,48 млн легковых машин и 330 тысяч легких коммерческих — в сумме это 3,6% от общего объема продаж новых автомобилей в мире. Напомним, что в целом в мире в 2011 году было реализовано 78 млн машин.

Самый крупный рынок по итогам прошлого года — Китай. Там было продано 18,5 млн новых машин — 23,7% мирового объема. На втором месте, с достаточно большим отрывом, — США. В прошлом году там было реализовано более 13 млн автомобилей. Третье место у Японии, которая закончила год с результатом 4,21 млн реализованных машин.

Также Россию обгоняют Бразилия (3,63 млн автомобилей), Германия (3,51 млн) и Индия (3,3 млн).

Отстали от России Франция (2,68 млн), Великобритания (2,25 млн) и Италия (1,95 млн).

Эксперты отмечают, что по итогам прошлого года именно Россия продемонстрировала наибольшую динамику. Например, в Бразилии рынок вырос всего на 3%, в Германии — на 10%, а в Индии — на 9%. Европейские государства, которые уступают нам, и вовсе показывали отрицательную динамику. В нашей стране, напомним, по итогам 2011 года рынок вырос на 40%.

Перспективы роста

По оценкам экспертов, Россия будет наращивать объемы продаж новых автомобилей, но темпы несколько замедлятся.

«Мы ожидаем роста продаж новых автомобилей в России, но уже не такими высокими темпами. В ближайшие годы прирост сбыта будет составлять 5-7% в год. Таким образом, мы постепенно догоним и перегоним Германию, у которой фактически перспективы роста исчерпаны, — поясняет BFM.ru Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат». — Однако рынки Бразилии и Индии, по нашим оценкам, имеют больший потенциал, и соревноваться с ними будет тяжело».

Эксперты делают ставку на рынок Индии: эта страна может войти в тройку самых крупных игроков. У Бразилии позиции слабее, поэтому если России и придется соревноваться, то в первую очередь с ней и с Японией.

По оценкам консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, в течение шести – семи лет российский авторынок перейдет рубеж в 4 млн реализованных машин. Далее продажи будут колебаться в пределах 4,5 млн: это так называемый потолок, когда продажи будут то падать, то расти. Так сейчас происходит в Европе.

С такими показателями мы вполне можем соперничать с уже насыщенным рынком Японии, который, по оценкам экспертов, уже вряд ли будет расти. А вот упасть может, особенно в условиях кризиса. Таким образом, у России есть шанс войти в пятерку самых крупных рынков мира.