Половина россиян считают, что закон о запрете продажи алкоголя в ночное время действует плохо, большинство респондентов регулярно сталкиваются с фактами нарушения алкогольного законодательства, говорится в данных опроса общественного мнения, обнародованных ВЦИОМ.

Низкую оценку действенности закона по запрету ночной продажи алкоголя дали 50% респондентов. Этого мнения придерживаются свыше половины жителей средних городов и городов-миллионников (по 56%), люди с низким уровнем образования (53-54%) и доходов (53%), а также употребляющие алкоголь (51%). Иначе считают жители Москвы и Санкт-Петербурга (54%), обладающие высоким доходом (47%) и более высоким уровнем образования (45-47%). В общей сложности 43% россиян оценивают закон позитивно.

Граждане сообщили, что в течение последнего месяца регулярно сталкивались с нарушениями закона об обороте и потреблении алкогольной продукции. 60% россиян сообщили о случаях распития алкоголя в общественных местах, 41% — о продаже алкогольных напитков в местах массового скопления людей, а 34% — на территориях, прилегающих к детским учреждениям. Почти треть опрошенных (31%) стали свидетелями продажи алкоголя несовершеннолетним, 29% заметили рекламу алкогольной продукции на ТВ, радио и в кино, 27% сообщили о продаже алкоголя вне стационарных точек.

Почти пятая часть (18%) россиян испытала действие закона о запрете продаж алкоголя в ночное время на себе, при этом большинство респондентов все же нашли способ выпить. 21% опрошенных сумели найти места нелегальной продажи, 18% опустошили имеющиеся у них запасы, 7% одолжили бутылку у знакомых, 2% отправились в бар, 9% удовольствовались пивом. Чуть больше четверти респондентов (26%) отказались от мысли об алкоголе в этот вечер, а 10% дождались утра.

Большинство россиян (65%) время от времени употребляют алкоголь, свидетельствует опрос. Чаще всего это мужчины (77%), жители крупных городов (70%) и люди молодого и среднего возраста (74-76%). Абсолютной трезвости придерживается треть (33%) респондентов, чаще всего это пенсионеры (58%) и женщины (44%). По сравнению с прошлым годом трезвенников стало больше на 8%, а число употребляющих алкоголь раз в месяц и чаще сократилось с 49% до 38%.

По результатам мониторинга социальных медиа, проведенного агентством «Социальные сети», большая часть сообщений (54%) на тему борьбы с употреблением алкоголя носила негативный характер. Поддержка политики ограничения продажи алкоголя выражалась только в 11% постов. Большинство записей было посвящено неэффективности проводимой политики, почти в трети (30,8%) говорилось о возможном росте отравлений из-за употребления суррогатного алкоголя, в четверти (25,2%) высказывались опасения о введении нового «сухого закона». Лишь 14% авторов записей в социальных сетях сочли принимаемые меры необходимыми и адекватными.

Опрос ВЦИОМ был проведен 17-18 ноября 2012 года. В нем приняли участие 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Мониторинг публикаций в социальных сетях был проведен 1-21 ноября 2012 года при помощи открытых поисковых систем. Всего было обнаружено 516 публикаций.