Единый школьный учебник истории будет на конкретных примерах показывать, что «судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур», сообщил Владимир Путин на Совете по межнациональным отношениям.

Учебники должны быть написаны хорошим русским языком, не иметь внутренних противоречий и двойных толкований, сформулировал задачу президент.

Эксперты сомневаются в том, что эта задача выполнима. Комментирует тележурналист, историк Николай Сванидзе: «Вся фишка в том, кто из историков сядет за эту работу. Вокруг этого будет борьба. Я боюсь, что сядут не самые знающие, не самые объективные, а самые ловкие. И тогда это будет не учебник истории, а нечто совершенно конъюнктурное. Может быть, и неплохо, но все равно не так, как это было сказано, Владимиром Владимировичем Путиным. Скажем, не вполне так. Он сказал, чтобы они исключали двойное толкование. Но это невозможно. Потому что история — это не арифметика, где дважды два — точно четыре. В истории еще можно добиться подачи фактов, которые не будут двояко истолкованы, и то это невероятно сложно. А уж интерпретации! Я посмотрю на человека, который будет интерпретировать события Гражданской войны. Ну что? Красные победили белых. Какое здесь возможно однозначное толкование? Сразу начинаются споры вокруг этого: кто был прав, кто виноват. И таких событий у нас на каждом шагу. Поэтому очень сложная задача поставлена. Не выполнимая, на самом деле».

Как отметил Владимир Путин, учебники должны быть построены «в рамках единой концепции». Но непонятно, какова она будет, отмечает историк и писатель Лев Лурье.

«Я не понимаю, как можно сделать учебник, когда нет законченной концепции истории. Например, про Сталина. Значит, они как-то подобьют одно с другим, попытаются сделать какой-то органический ход русской истории. Но у них это не получится. потому что у них нет собственного видения русской истории. У них нет идеи, которая была у коммунистов или у Николая II, или которая была у Егора Гайдара. А без теории, без идеологии невозможно сложить эти куски противоречивой русской истории. Сталинист всегда будет преподавать историю так, что Сталин будет хороший, а либерал будет преподавать так, чтобы Чубайс был хорошим. Я вот учитель истории и никогда не пользуюсь учебником истории, и дети мои никогда не пользуются учебниками», — комментирует он Business FM.

Минобрнауки уже приступило к разработке учебника истории, сообщил глава ведомства Дмитрий Ливанов. Путин высказал мнение, что к созданию учебников необходимо привлечь Российскую академию наук, Историческое и Военно-историческое общества.