Измайловский суд Москвы столицы сегодня вынес приговор художнику Александру Чернову и его дочери Дине, которые занимались подделкой и продажей работ русских художников-авангардистов, таких как Казимир Малевич. Жертвой аферистов в 2011-2012 годах стали два коллекционера, которым мошенникам удалось всучить более 800 «липовых» рисунков и картин. Улов преступников составил более 19 млн рублей.

Как следовало из приговора суда, в состав организованной группы, проворачивавшей аферы, входил родной брат-близнец жителя города Десногорск Смоленской области Александра Чернова Сергей Чернов. Однако он так и не дожил до суда, погибнув в автокатастрофе еще перед задержанием.

Бывая наездами в столице, братья находили потенциальных покупателей подделок на вернисаже в Измайлово среди собирателей старины и коллекционеров предметов искусства. Они предлагали им приобрести картины и графические рисунки русских авангардистов начала XX-го века, якобы привезенные из Узбекистана и ранее неизвестные общественности. Речь шла о порядка 60 работ таких художников как Василий Кандинский, Казимир Малевич, Марк Шагал, Наталья Гончарова, Борис Кустодиев и Александр Бенуа, в свое время не понятых советской властью.

Выдуманные истории

Первой жертвой аферистов стал весной 2011 года председатель правления фонда «Культурное достояние» и владелец фармацевтического концерна Виктор Карцев. Познакомившись с ним на ярмарке, мошенники убедили предпринимателя в том, что есть возможность купить ранее неизвестные работы художником-авангардистов, в том числе Казимира Малевича.

Ими, якобы, владел некий Михаил Нельсон, ранее работавший в консульстве Швеции в Ташкенте. 80-летний мужчина, решивший достойно дожить свои дни и нуждавшийся в деньгах для лечения сына-наркомана, будто бы решил продать свою коллекцию. Роль посредника между мнимым продавцом и покупателем на себя взяла Дина Чернова, прикинувшись сестрой своего отца Натальей, работавшей у пенсионера Нельсона горничной.

Загоревшись идеей сделать культурное открытие Виктор Карцев приобрел у аферистов в общей сложности 421 картину и графические работы на сумму более 16 млн рублей.

Впрочем, он не стал верить продавцам на слово и параллельно обратился в Государственный Русский музей с просьбой проверить «предметы искусства» на подлинность.

Проведение экспертиз заняло несколько месяцев. Когда же выяснилось, что купленные работы — подделка, потерпевший обратился в правоохранительные органы. За семейством Черновых установили оперативное наблюдение.

Оказалось, что рисовали работы художников-авангардистов братья Черновы сами. Им также помогал знакомый художник Александр Ерофеев, которому они платили за искусные имитации от 100 рублей до 1 тысячи рублей за работу. Впрочем, последний, как установили сыщики, не был осведомлен о преступном замысле Черновых, а потому дело в отношении него прекратили.

Коллекционеры чувствовали себя «зараженными патогенным вирусом»

Сыщики выяснили, что еще одной жертвой мошенников стал собиратель предметов искусства Александр Киселев. Для него мошенники сочинили историю про бывшего сотрудника КГБ Бориса Зотова, у которого оказались работы российских художников-авангардистов из разграбленного якобы музея в Самарканде.

За 401 ранее не известную работу «авангардистов», среди которых были основные представители «бубнового валета» (объединение художников 10-х годов XX-го века) Киселев выложил 2 млн 367 тысяч рублей. Позже он увидел подлинник одной из своих картин на международной выставке и понял, что его обманули.

На следствии потерпевшие признались — они поверили аферистам, поскольку коллекционеры до сих пор продолжают находить и за копейки покупать на блошиных рынках картины известных художников, которые впоследствии оценивают в миллионы долларов. Ведь до сих пор около 400 картин того же Казимира Малевича хранятся неизвестно где.

«Я как зараженный патогенным вирусом радовался приобретению картин», — рассказывал Виктор Карцев, мечтавший организовать частные выставки ранее неизвестных работ великих мастеров. Он даже был готов вылететь в Узбекистан и вручить награду несуществующему Михаилу Нельсону, но Александр Черной стал его активно от этой идеи отговаривать. Тогда-то, по словам коммерсанта, у него и закрались первые сомнения.

На следствии отец и дочь Черновы вначале признавали вину. Но в суде они отказались от своих первоначальных показаний. Дина Чернова заявила, что не вникала в дела отца, от которого жила отдельно. Сам же Александр Чернов выдвинул версию, согласно которой коллекционеры сами заказывали ему копии дорогих и известных работ художников русского авангарда, но не пожелали до конца с ним расплатиться.

Однако суд в эти слова не поверил. Материалы «прослушки» красноречиво свидетельствовали сами за себя. К тому же Дина Чернова оказалась наркоманкой со стажем, которая во время задержания в апреле прошлого года пыталась выбросить в окно свертки с героином, а часть — проглотить.

Поэтому помимо мошенничества в особо крупном размере (ч.4 ст. 159 УК) она была признана виновной в хранении наркотических веществ в особо крупном размере (ч.1 ст. 228 УК).


Оглашая приговор, судья Елена Поспелова констатировала, что подделка картин приобрела «масштабы эпидемии» и, по сведениям экспертов, в настоящее время более 50% рынка картин является поддельными, принося доход порядка 70 млн долларов в год.

Впрочем заявленный потерпевшими иск о возмещении ущерба на общую сумму около 19 млн рублей она рассматривать не стала, указав, что за выплатой компенсации пострадавшие могут обратиться в порядке гражданского судопроизводства.

Гуманный приговор

Назначенный срок был довольно мягким. Александр Чернов получил четыре года лишения свободы в колонии общего режима, а его дочь — два. Это при том, что прокурор требовал для фигурантов 7 и 6 лет заключения соответственно. Поэтому не исключено, что приговор суда будет обжалован гособвинением.

Он также вызвал неоднозначную реакцию и у представителей потерпевших. Так, юрист и консультант по вопросам арт-рынка Никита Семенов, представлявший интересы Виктора Карцева, признался, что решение суда у него вызвало двоякое ощущение. Отметив высокий профессионализм судьи, он тем не менее остался недоволен тем, что та не стала рассматривать иски пострадавших. «За последние 11 лет это всего лишь третий приговор в отношении тех, кто занимается подделками картин. Антикварный рынок очень узкий и обычно все стараются без шума избавиться от подделок», — сказал эксперт.

Торговавшие подделками

Напомним, что в августе 2008 года Тверской суд Москвы вынес приговор гендиректору салона «Русская коллекция» (он действовал в Гостином дворе — BFM.ru) Татьяне Преображенской и ее мужу Игорю Преображенскому. Пара была осуждена за сбыт пяти поддельных картин на сумму более 700 тыс. долларов, а также кражу наброска Константина Маковского и неуплату налогов. Преображенская получила 9 лет колонии, а ее муж — 8,5 лет.

А в октябре 2010 года тот же Тверской суд Москвы приговорил к 3,5 годам колонии Александра Белиловского. Он получил срок за то, что за 620 тысяч долларов продал картину малоизвестного немецкого художника под видом работы известного русского художника конца 19-го века Карла Гунна «Цыганка с ребенком».