Долгая счастливая жизнь
Драма, Россия, 2013, 77 мин.
Режиссёр: Борис Хлебников
В ролях: Александр Яценко, Анна Котова, Евгений Сытый, Владимир Коробейников
Прокат: Вольга

В глухой российской провинции на землю молодого фермера претендует местная администрация, причем хлопочет она не для себя, а для некоего инвестора. Фермеру предложили компенсацию и он, было, согласился, да воспротивились работники, так что парень решил бороться.

Евгения Смурыгина.

Пересказать содержание «Долгой счастливой жизни» без спойлеров совершенно невозможно, проще описать ощущения от этой картины. Представьте себе, что вы сидите в кресле посреди чистого поля и наблюдаете, как где-то вдалеке прогремел взрыв: такой, как в документальной хронике про ядерные испытания.

Вы сидите и смотрите, потому что от этого гриба невозможно оторвать глаз. И тут к вам начинает приближаться взрывная волна, а вы все сидите, и напряжение нарастает, и волна докатывается и ударяет по вам, и оглушает, и уносится дальше, а вы не встаете, потому что после такого невозможно вот так просто встать и пойти. А потом всё-таки бредете прочь: слегка потерянный, растрепанный и немного пришибленный.

«Долгая счастливая жизнь» поначалу напоминает советские фильмы про колхоз, а герой Александра Яценко чем-то похож на Куравлевских персонажей. Но ближе к середине картины валик раскручивается настолько мощно и неожиданно, что за происходящим на экране наблюдаешь со смесью ужаса, восхищения и беспомощности (так, должно быть, наблюдают за сходом селевого потока).

Вопросов, которые по ходу возникают к монтажу, очень быстро не остается. Зачем Костомаров снимает именно так, становится совершенно понятно: его рваные склейки в момент максимального напряжения, кажется, должны закончиться взрывом, но заканчивается все намного хуже.

По уровню нагнетания нового Хлебникова можно сравнить с литературой. Тяжелой и в хорошем смысле сложной, с множеством мелких говорящих деталей и переплетающихся линий. Для каждого зрителя они здесь свои. Одни увидят на продажной администрации логотип правящей партии, и скажут, что это кино — не более, чем запоздалая реакция и продолжение протестных настроений.

Другие выделят мысль о том, что любовь, конечно, может сдвинуть горы, но иногда бывает слишком поздно. Но главная идея здесь иная. Она состоит в том, что деньги в жизни, разумеется, не главное. Но в конечном итоге — определяющее.