Венчурный фонд Runa Capital инвестировал 3 млн долларов в новосибирскую компанию – разработчика мобильных браузерных игр Playtox. Выделенные средства будут направлены на укрепление позиций Playtox на международном рынке и разработку новых игр, адаптированных для HTML5, говорится в сообщении фонда.

К настоящему времени в активе Playtox, по ее собственным данным, имеется более 25 миллионов зарегистрированных пользователей (около 1 миллиона активных игроков в месяц). Игры компании входят в первую десятку по генерации мобильного трафика на Java- и Symbian-телефонах. В мобильной версии социальной сети «Одноклассники» у Playtox имеется около 2 миллионов игроков. В издательскую сеть Playtox Ymmo.ru входят более 100 медиа-порталов в России и на Украине.

Все игры Playtox бесплатны и работают в интернет-браузере мобильного телефона. В список продуктов компании входит десять массовых многопользовательских онлайн-игр (MMO), монетизация которых осуществляется по модели фримиум (Freemium — free+premium).

Рынок мобильных игр растет быстрыми темпами — ежегодно более 500 миллионов игроков тратят на мобильные игры более 9 млрд долларов. При этом модель фримиум — сочетание бесплатного доступа к игре и премиальных составляющих за деньги, в настоящее время считается более многообещающей, чем рекламная модель или продажа игр.

Мобильные приложения, которые не требуют платы за установку, но монетизируются за счет покупок непосредственно в игре, занимают первые строчки в топах онлайн-магазинов Google Play и App Store. На платные продукты приходится менее четверти оборота от игр и приложений для iPhone, все остальное приносят бесплатные игры.

Крупнейшие мировые разработчики игр Electronic Arts и Zynga полностью перешли на фримиум-модель, посчитав, что монетизация внутри приложений приносит больший доход, чем продажа самой игры. Например, игра по мотивам популярного мультсериала «Симпсоны»(The Simpsons) принесла Electronic Arts 23 миллиона долларов за последние 3 месяца прошлого года.

Другие крупные компании, например, Gameloft, пока используют две модели заработка: некоторые игры по-прежнему продаются, но самые популярные распространяются бесплатно.

Playtox планирует вывести на международный рынок мобильных игр браузерные ММО, которые не требуют установки приложений на мобильное устройство. Это значит, что геймеры во всем мире смогут играть с любых мобильных гаджетов, включая как смартфоны, так и обычные мобильные телефоны, в которых есть интернет-обозреватель.

Недавно Playtox объявила о партнерстве с компанией Opera Software, которое, по идее, может привести к улучшению работы игр в браузерах. Кроме того, у компании уже имеется контракт с биллинг-оператором Worldpay, что позволит разработчику получать с пользователей деньги на многих рынках.

Как заявил старший партнер венчурного фонда Runa Capital Сергей Белоусов, Playtox работает в одном из самых быстроразвивающихся сегментов технологического сектора — именно поэтому фонд инвестировал в эту компанию. «Playtox обладает большим потенциалом роста в новых регионах, и мы будем рады помочь ей в ускорении этого роста», — сказал Белоусов.

На модель фримиум делают ставку не только разработчики приложений и браузерных мобильных игр, но и создатели десктопных игр, в том числе, Mail.ru Games. Представители этой компании не раз рассказывали про игроков, которые ежемесячно тратят по несколько тысяч рублей на амуницию, подарки и прочие «виртуальные блага».

Психологи объясняют, что в процессе игры включается соревновательный эффект, азарт — игроку хочется, чтобы его персонаж стал быстрее, сильнее, получил лучшее обмундирование. Совершая много микроплатежей, такой игрок легко может принести разработчику больше денег, чем человек, который заплатил за игру лишь единожды.