Скандальный закон о реформе РАН принят в первом чтении. Второе чтение, которое внезапно все же перенесли на конец недели, коммунисты будут бойкотировать. Эсеры пока думают.

Наблюдатели отмечают, что ключевой точкой в обсуждении закона стало высказывание президента о том, что откладывать второе чтение на осень не надо. Что было до и после этого заявления?

Депутаты требовали назвать авторов закона. Ответа не было. Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что готова взять ответственность на себя. По мнению некоторых депутатов это будет ответственность за развал российской науки. Ей прямо так и сказали.

Из аргументов Голодец: неэффективность нынешней схемы управления наукой, низкий индекс цитирования наших ученых в мире, в академии нет молодежи, на каждого академика приходится по 2 гектара земли, а на этих площадях строятся элитное жилье и так далее. Депутаты кричали.

До заявления президента единоросс Борис Резник спросил: «Государство в последние годы передало когда-то экспроприированные земли церкви — неужели ученые хуже священнослужителей могут управлять своей собственностью?».

Валерий Зубов («Справедлива Россия») попросил привести примеры эффективных госструктур, созданных специально для управления имуществом какой-то отрасли. Ответа не услышал.
Геннадий Зюганов назвал законопроект «идиотизмом» и «туфтой». Сопредседатель ОНФ, единоросс Станислав Говорухин сказал журналистам, что будет голосовать «против», потому что считает, что «в такой оскорбительной форме принимать законы нельзя».

А Владимир Жириновский заявил, что «все настоящие ученые — за реформу РАН». По поводу недовольных добавил: «после 40 лет мозг у человека не работает! В творческом плане. У биологии есть свои сроки». (Лидеру ЛДПР — 67 лет.) Затем стало ясно мнение президента. «За» проголосовало 234 депутата при 226 необходимых голосах.

Коммунисты ушли из зала и сказали, что до осени не вернутся. Справороссы, сказали: «Уйти всегда успеем. Будем бороться до конца».

Законопроект был внесен в Госдуму 28 июня от имени правительства, за подписью Дмитрия Медведева.