Лишь на прошлой неделе появилось предложение правительства о заморозке тарифов естественных монополий, а их руководство уже выступило с публичной критикой этого нововведения. Так, сегодня глава РЖД Владимир Якунин заявил, что нулевая индексация тарифов приведет к убытку в 2014 году, который «может достичь двузначной цифры вместо ожидавшихся 1,7 млрд рублей прибыли».

Точную сумму убытка он назвать отказался. Однако источник в транспортной отрасли отмечает, что 1% от тарифа приносит компании 11-14 млрд рублей операционной прибыли. Таким образом, сокращение тарифа на 5% приведет к «недостаче» в 50-70 млрд рублей. А негативный финансовый результат, по словам Якунина, повлечет за собой «крайне негативные последствия для инвестиционного рейтинга, условий заимствования и так далее…».

Владимир Якунин также усомнился в том, что запланированное замораживание тарифов сможет подстегнуть рост экономики страны, замедлившийся в первом полугодии до 1,4% с 4,5% годом ранее. Глава железнодорожной монополии также отметил, что бюджет может недосчитаться 350 млрд рублей налогов от компании.

В ответ на сокращение доходов РЖД намерены уменьшить свою инвестиционную программу и сократить до 60 тысяч сотрудников. Первоначально план монополии предусматривал объем вложений в развитие в 2014 году в 360 млрд рублей, но теперь этот показатель может сократиться в четверо. В частности, компания собирается урезать инвестиции в ремонт путей на протяжении 3,5 тысячи километров.

А вот от своих крупнейших проектов — модернизации Транссиба и БАМа — компания отказываться, не готова, утверждает источник знакомый с ее планами. «Оба проекта поддерживает государство и оно намерено вложить в них более 100 млрд рублей из Фонда Национального Благосостояния. Также оптимизация не затронет планы по закупкам локомотивов», — отмечает собеседник BFM.ru.

«Мы представили свои расчеты в правительство. Они показывают, что подобный сценарий может привести к крайне негативным последствиям для компании, но приведет и к негативным последствиям для экономики в целом», — резюмировал глава РЖД.

ОАО «Российские железные дороги» создано в октябре 2003 года путем реорганизации активов Министерства путей сообщения РФ. Единственным акционером компании является Российская Федерация.

РЖД входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Под управлением РЖД находится 99% железнодорожных магистралей России общей протяжённостью 85500 км, около 20 тыс. локомотивов. По итогам 2012 года выручка составила 1,54 трлн рублей, чистая прибыль — 78 млрд рублей.

Предложение правительства оправданно, считает вице-президент консалтинговой компании «Покровка Финанс» Алексей Вязовский. «Страна не может развиваться, не поборов инфляцию. А наши естественные монополии (не только РЖД), фактически являются «поставщиками инфляции». Даже если тариф для транспортной монополии заморозить на год, то государство продолжит вкладывать в нее средства, например через выкуп облигаций компании ВЭБом или взносами в уставный капитал. Нельзя говорить, что в чем-то ущемляют РЖД, это не так», — резюмирует эксперт.

РЖД, скорее всего, сохранит прибыльность даже в случае нулевого роста тарифа, поскольку бизнес компании по грузовым перевозкам прибылен, прогнозирует аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. «Финансовое положение компании устойчиво, и даже на фоне временной заморозки роста тарифов, она вполне могла бы выйти на IPO. Хотя тарифы и интересуют инвесторов, но в первую очередь они будут следить за динамикой погрузки и объемов капитальных вложений», — считает эксперт.

Ранее с критикой предложения премьера Дмитрия Медведева о заморозке тарифов естественных монополий выступало другие отраслевое министерство — Минэнерго, которое курирует бизнес Федеральной сетевой компании и «Газпрома». «Мы поддерживаем вариант, который дал бы возможность, с одной стороны, повысить эффективность и снизить издержки покупателей электроэнергии. С другой стороны, это вариант, который бы не стагнировал ситуацию самих энергетических компаний <…> Министерство скорее выступает за то, чтобы не ноль был, но и невысокий тариф, средний, в пределах инфляции», — заявлял ранее глава Минэнерго Александр Новак.

В чистом виде эту идею поддержало только Минэкономразвития, которое собственно и отвечает за экономический рост.

Фактически, единственная естественная монополия, которой не коснется повышение — это «Транснефть». Ее представитель подтвердил, что в 2014 году компания надеется на индексацию тарифа на уровень инфляции. «Мы фактически не работаем с населением. Увеличение нашего тарифа на 6% приведет к росту стоимости бензина на 3 копейки», — пояснили в «Транснефти».

В целом, предложение правительства имеет смысл, если заморозить тарифы на несколько лет, считает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. «Само решение пойти на такой шаг — вопрос, в первую очередь, политической воли. Если это предложение было бы принято, то естественным монополиям пришлось бы привыкать к новой реальности и работать над собственной эффективностью. У потребителей их услуг в свою очередь появился бы мотив для увеличения инвестиций», — указывает она.