Строящийся к Олимпиаде Сочи, а также его окрестности, заполнены журналистами и фотографами из разных стран. Всем интересно: что уже сделано, что еще предстоит сделать, успеют ли строители?

До старта Игр — а он назначен на 7 февраля 2014 года — осталось совсем немного времени. Партнеры Олимпиады — компании, обеспечивающие те или иные потребности Игр — отчитываются о проделанной работе. Первые итоги оснащения олимпийских объектов подвел технологический всемирный олимпийский партнер — компания Panasonic. Она пригласила журналистов посетить Олимпийские объекты в Сочи.

В этом году участие Panasonic расширилось: впервые за пределами Японии компания стала поставщиком не только аудиовизуального оборудования, но и бытовой техники. «Наши обязательства не менялись в течение последних 25 лет, однако по сравнению с Лондоном в прошлом году, в Сочи мы взяли на себя дополнительное обязательство — что мы обеспечим олимпийские объекты бытовой техникой в качестве официального поставщика в России. Только один раз в Нагано в 1998 году мы выступали поставщиком бытовой техники на Олимпиаде», — рассказал BFM.ru генеральный директор Panasonic Россия Сигэо Судзуки.

В обязательства Panasonic входит поставка на олимпийские объекты, в Олимпийскую деревню и в офис Оргкомитета «Сочи 2014» различной бытовой техники, включая 752 холодильника, 22 стиральные машины, 800 микроволновых печей, 250 кофемашин, 200 утюгов и еще три с половиной тысячи различных устройств.

Представители Оргкомитета «Сочи 2014» говорят, что качественная и надежная бытовая техника очень пригодится. В конце концов, олимпийцам тоже нужно гладить и стирать.

Но главное все-таки не микроволновки с холодильниками. В список предоставляемого Panasonic оборудования входят системы видеонаблюдения, телевизоры, дисплеи для видеотрансляций, системы видеоконференцсвязи и прочее.

Безопасность

Один из основных вопросов любой Олимпиады — безопасность. Обеспечивать ее будут, в числе прочего, современные системы видеонаблюдения. На объектах, где будут проходить соревнования, будет установлено около четырех тысяч камер. Еще около трех тысяч устанавливают на инфраструктурных объектах в Сочи.

Помимо, собственно, камер, Panasonic поставляет периферийное оборудование, серверы и софт. Системы видеонаблюдения будут работать практически везде: на центральном стадионе «Фишт», еще не достроенном, на ледовой арене «Шайба», в главном медиацентре, в Олимпийской деревне. Представители Panasonic сообщили, что большая часть оборудования уже установлена — осталось дождаться готовности остальных объектов.

В горном кластере системы видеонаблюдения уже есть в Центре санного спорта «Санки», также камеры появятся на объектах проведения соревнований по горным лыжам, фристайлу, сноуборду, прыжкам с трамплина.

Фото: Марина Эфендиева/BFM.ru

Кстати, интересный факт: в Центре «Санки» камеры установлены вдоль ледовых трасс, даже на закрытых участках. Как поясняют специалисты, это позволит, во-первых, обеспечить безопасность спортсменам — в любую секунду будет видно их местоположение, — и во-вторых, изображения с камер можно будет использовать для вставок в видеотрансляции, от чего они станут только интереснее.

Картинка с камер наблюдения, конечно, уступает по качеству изображению с профессиональных видеокамер, но опыт «вклейки» заснятых кусков был и разницу мало кто заметил, рассказали BFM.ru в «Санках».

Ультраяркая картинка

В Международном вещательном центре Сочи будет использоваться новейшее вещательное оборудование Panasonic — P2HD. В общей сложности на олимпийских объектах планируется установить 100 рекордеров и 50 видеокамер P2HD.

На спортивных объектах будет установлено более 3 тысяч мониторов, включая уличные водонепроницаемые экраны. Panasonic также поставит в Сочи 50 самых современных проекторов, обеспечивающих, по заверениям представителей компании, ультраяркую картинку.

Ну и, пожалуй, самым поражающим воображение детищем Panasonic (все же не просто так компания 25 лет является всемирным партнером МОК в категории «Аудиовизуальное оборудование») — медиакуб в ледовом дворце «Большой». Эта конструкция весит 26 тонн и располагается под самым куполом арены ледового дворца, в котором будут проходить соревнования по хоккею.

Как признался Сигэо Судзуки, хоккей — любимый из зимних видов спорта. «Я играл немного, когда я был очень молод. И мне это действительно нравится. Очень постараюсь попасть на игру, надеюсь, найду время», — рассказал Судзуки.

Но вернемся к медиакубу. Наружная его часть представляет собой полотно, собранное из светодиодных модулей. Внутренняя часть — это несущая рама, обеспечивающая прочность всей конструкции. Между ними встроен промежуточный модуль, который скрепляет светодиодное полотно с несущей конструкцией. Инженерам удалось собрать медиакуб таким образом, что граница между модулями практически неразличима.

Фото: Марина Эфендиева/BFM.ru

Медиакуб имеет 4 грани, соединенные скругленными поверхностями, что позволяет выводить на экран неразрывное круговое изображение. Для этого используется специальный медиа-сервер. Традиционно видеоизображение соревнований выводится в верхнюю часть куба, судейская информация - в нижнюю часть, по бокам размещаются логотипы и флаги команд, Олимпийская символика, информация.

Наверное, мало кто из хоккейных фанатов догадывается, сколько времени требуется на установку и настройку такого медиакуба. В данном случае работы длились почти три месяца. Вся конструкция, включая светодиодное полотно, влагоустойчива, он бесперебойно функционирует даже в условиях стопроцентной влажности, например, при растапливании и заливке льда на арене.

При необходимости медиакуб может опускаться и подниматься. Размер одной стороны куба 6,9 на 6,6 метра, шаг пикселя (расстояние между двумя ближайшими точками изображения) — 6 миллиметров. Разрешение каждой из сторон куба составляет 1152х1104 пикселя.

Картинка на медиакуб выводится из операторской комнаты, где также установлено оборудование Panasonic — видеомикшеры, мониторы и прочее. Каждый экран куба управляется специальным контроллером, двукратное дублирование всех каналов помогает предотвратить любые сбои. Кстати, сделано это не только для того, чтобы не расстраивать публику — каждая секунда перерыва стоит больших денег, и партнер Олимпиады просто лишний раз перестраховался.

Фото: Марина Эфендиева/BFM.ru

В «Большом» расположен еще и круговой видео-борт, опоясывающий арену. Он служит для показа рекламной информации, декорирования арены, а еще на него выводятся сообщения для болельщиков. Для вывода неразрывного изображения используется специальный медиасервер.

Второй медиакуб, не настолько удивительный, как первый, но все же тоже впечатляюще большой, размещен во Дворце зимнего спорта «Айсберг», где будут проходить соревнования по фигурному катанию. Медиакуб в «Айсберге» уже был запущен в работу во время финала гран-при по фигурному катанию, проходившего в Сочи с 6 по 10 декабря 2012 г. Также светодиодным экраном оснащен Центр санного спорта в Красной поляне.

Всего на спортивных объектах в Сочи установлено пять LED-экранов Panasonic общей площадью 745 квадратных метров. Один светодиодный экран стоит рядом с ледовой трассой в Красной поляне.

Ну и последнее, о чем стоит рассказать, — электрические велосипеды, появившиеся в Сочи. Для Panasonic это скорее имиджевый эко-проект, хорошо вписывающийся в экологическую стратегию «Сочи 2014», чем что-либо иное. Велосипедов всего пять, и о расширении парка пока речи не идет. Хотя журналистам в первую очередь показали именно их — глава Panasonic в России лично перерезал ленточку перед велопарковкой. ««Мы считаем электрический велосипед отличной альтернативой автомобилю», — заявил Сигео Судзуки.

Передвигаться на электрическом велосипеде действительно проще, чем на обычном — даже по сочинским горам. Ну а парковка по совместительству является солнечной станцией для зарядки электрических велосипедов. Восемь солнечных панелей, установленных на крыше станции, способны вырабатывать достаточно энергии не только велосипедов, но и для приборов, установленных на велопарковке, в частности, для монитора, на который выводится информация о местоположении любого велосипеда. Каждый «байк» оснащен навигационной системой с поддержкой GPS и ГЛОНАСС.

В целом же, обобщая впечатления от строящегося к Олимпиаде Сочи, хочется сказать, что все происходящее там — поражает. Пейзажи меняются ежедневно: на одном и том же участке вечером гремит стройка, а утром рабочие уже укладывают газон.

О готовности города и кластеров судить сложно. Рядом с отстроенными ледовыми дворцами продолжают возводиться новые объекты — стадион «Фишт» еще не достроен. Сам Сочи часто стоит в пробках — таксисты жалуются на приезжающих чуть ли не ежедневно «шишек».

В горах, где строительство началось раньше, все выглядит лучше — дома, в которых будут жить участники и гости Олимпиады, готовы. Но вокруг них следы недавней стройки, которые несколько смазывают впечатление.

Озеленение и всяческое облагораживание территорий в Приморском и Горном кластерах идут полным ходом. Дороги и развязки достраиваются, железнодорожный вокзал в Адлере запущен, Международный аэропорт Сочи встречает и провожает гостей, завораживая блеском новизны. Но стройка или ее последствия в виде техники, времянок и гор мусора — обескураживают. На вопрос «успеете?» представители оргкомитета уверенно кивают: «Конечно, успеем. Самое сложное позади. Всего-то осталось — прибраться».