Полугодовой конфликт «Роснефти» и «Транснефти» завершен. Сегодня обе компании заявили о достижении взаимоприемлемой договоренности по основному проблемному вопросу — расширению нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). «Основной принцип, заложенный в соглашениях, — принцип софинансирования», — отмечено в совместном заявлении компаний.

Цель принятого соглашения — обеспечить транспортировку дополнительных объемов нефти, о чем ранее договорились правительства России и Китая. В ближайшие 25 лет государственная «Роснефть» поставит в Китай 365 млн тонн нефти. Сумма контракта — 270 млрд долларов, из которых 60 млрд долларов будет в ближайшее время выплачено авансом.

Для отправки дополнительных объемов нефти в соседнюю страну и нужно расширение трубопроводной инфраструктуры. «Предусматривается, что пропускная способность нефтепровода «Сковородино-Мохэ» составит 20 млн тонн в год с 1 января 2015 года и 30 млн тонн в год — с 1 января 2018 года. Таким образом, дополнительный к существующему объем прокачки по данному направлению в Китай с 2018 по 2037 годы составит 15 млн тонн в год», — указано в сообщении.

«В ближайшие месяцы «Транснефть» приготовит проектную документацию и передаст ее в ГлавГосЭкспертизу, которая утвердит финальную оценку стоимости проекта, а на ее основе ФСТ уже будет рассчитывать тариф», — пояснили представители «Транснефти». Ранее Министерство энергетики оценивало стоимость расширения участка «Сковородино — Мохэ» в 47,2 млрд рублей.

Затем подрядчики «Транснефти» начнут стройку, а сама монополия — искать кредитные ресурсы под проект. Рассматриваются варианты, как банковского финансирования, так и выпуска облигаций. Стройку планируется полностью завершить к 2018 году. Для ускорения работ объект будет сдаваться по частям, и мощности будут вводиться в строй постепенно.

Вместе с решением по расширению участка «Сковородино-Мохэ», госкомпании подписали соглашения по поставкам нефти на Туапсинский НПЗ, принадлежащий «Роснефти».

Напомним, формально противостояние началось еще 22 марта. В тот день «Роснефть» и китайская CNPC подписали с соглашение «О принципах поставки сырой нефти в Китай». Согласно действующему до этого договору, российский нефтяник экспортирует в Китай 15 млн тонн нефти ежегодно. Всего до 2030 года в Китай будет отправлено 300 млн тонн нефти. Новое соглашение предусматривает увеличение поставок нефти уже в этом году на дополнительные 800 тысяч тонн. В 2014 году в Поднебесную также дополнительно будет отправлено еще 2 млн тонн. Вот тут и возник конфликт: кто и каким образом должен оплачивать строительство инфраструктуры для транспортировки этих объемов?

Глава «Транснефти» Николай Токарев заявлял, что поскольку «Роснефть» будет фактически единственным пользователем этой «дополнительной инфраструктуры», то нельзя повышать тарифы для всех компаний и для «Роснефти» целесообразно установить дополнительный повышенный тариф. Либо «Роснефть» могла бы самостоятельно полностью оплатить все расширение.