Нового Германа я боюсь. Те избранные, кто уже посмотрел фильм «Трудно быть богом», столько всего написали о его гениальности, что добавлять уже как-то неловко. Скажешь, что да, гениально, будешь вторичен: все говорят. Сказать, что тебе не понравилось, нельзя вовсе.

Трендсеттеры уже сформулировали общественное мнение, коему теперь вроде как нужно соответствовать. Никаких сомнений, что это шедевр, нет, но всё равно как-то неуютно — ведь уже нет места для маневра.

Вопрос собственного вкуса давно перестал быть территорией свободы. Мы втиснуты в рамки. Выразить неприятие или непонимание явления, которым восхищаются все, — дело рискованное, идет ли речь о Малевиче или творчестве Сергея Шнурова.

Если где-нибудь в Парке Горького признаться в искренних симпатиях не тому кандидату, могут и накричать. На одном сайте читала недавно про занятный эксперимент, который провели журналисты после выборов столичного мэра. Автор материала долго искала для своего исследования человека, который бы искренне проголосовал за непопулярного в своей среде кандидата. Нашла, собрала зал. На избирателя, проголосовавшего не за того, тут же набросились чуть ли не с кулаками: «Да как вы можете?!», «Да из-за таких, как вы!..». При этом только этот вот самый человек был единственным, кто уступил женщине место в аудитории и вообще во многом оказался лучше и вежливее всех собравшихся. Но в обществе имеет место быть мода на мнения. Кто не соответствует, тот сам виноват.

Дело не в страхе смотреть нового Германа. Ужасная вещь для человека моей профессии, но я его смотреть просто не хочу. Я заранее устала слышать, что это гениально. Я уже верю в это, меня убедили, и мне больше не интересно. Страшно разочароваться. В кино ли? В себе? Так часто бывает не только с фильмами. Но я верю, что, если мнение обоснованное, то высказать его не стыдно. В конце концов, искусство — это тоже дело вкуса.