С первого января банки обязаны возвращать на карточку украденные деньги. Однако срок возврата закон о национальной платежной системе не ограничивает. По сути сохранилось статус-кво: банки, как и прежде, могут сначала проводить расследование, а потом уже пополнять баланс клиента. По новым правилам, у держателя пластика есть сутки, чтобы заявить о неправомерно списанной сумме. Как это сделать, закон не описывает.

Читайте также: Банки вернут несанкционированно снятые деньги

При этом в банковском сообществе опасаются взрывного роста мошенничества с картами.

Павел Медведев
Финансовый омбудсмен
«
Эта статья спровоцировала проходимцев, которые не могли сообразить, где можно украсть. В моем портфеле жалоб во втором полугодии в 1,5 раза больше заявлений на списание средств с карточек, чем в первом полугодии».

Раньше доказывать неправомерное списание средств со счета приходилось клиентам. Доходило до абсурда. Например, человек приносил документы, что деньги с пластика украдены в другой стране, где он даже никогда не был. Банк не верил и ограничивался предложением перевыпустить карту. Закон переложил бремя доказательств на банкиров.

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков «Россия»
«
Зарубежная практика на стороне клиентов. Во многих европейских странах можно обращаться в кредитную организацию не в течении суток, как у нас предусмотрено законом, а в течении более длительного времени. Это могут быть недели иногда даже месяцы. Но при этом у банков есть возможность затребовать подтверждениe несанкционированности. Есть возможность сначала провести расследование, а потом выплатить средства. У нас — в этом минус закона — не предусмотрены сами процедуры».

Впрочем, над процедурами депутаты и банкиры еще обещают поработать. А пока нужно собрать статистику, понять, насколько сознательно клиенты отнесутся к нововведениям. Раньше каждая десятая оспариваемая операция с карточкой проходила с ведома клиента.