Новый фильм Александра Митты «Шагал—Малевич» лучше всего смотрится как учебное пособие для всех, кто не знает, как во времена революции живописцы пытались делать из Витебска город искусств. Это первый фильм восьмидесятилетнего режиссера Александра Митты за последние десять лет.

Александр Митта
«
Мне жалко, что, скажем, хоккеисты уже стали нашими национальными героями, а художники как-то забыты. Между тем Шагал и Малевич — это два человека, которые показали Россию всему человечеству. Мне очень хотелось сделать картину, чтобы они воевали. И вот обо всем этом наш фильм, а при этом это еще и развлечение, потому что если у тебя нет развлечения в голове, то к тебе вообще никто не придет, и тебя после первого уикенда выкинут».

Кинокритик Юрий Гладильщиков полагает, что у Митты получился фильм-пара к картине «Гори, гори моя звезда». Оба фильма о том, что такое революция и искусство. В старой картине были герои Табакова и Ефремова. Здесь же противостояние Шагала и Малевича.

Юрий Гладильщиков
«
Насколько я понимаю, каких-то реальных конфликтов между ними не было. Эта история придумана. А в фильме всегда остается вопрос, что такое настоящее революционное искусство: то ли то искусство, которое вообще отвергает все новое (и в данном случае это Малевич), то ли это искусство, как у Шагала, которое, творя новые формы, соединяет новое с опорой на классику. В фильме «Гори, гори моя звезда» это искусство погибает и художника убивают. А здесь искусство не способно спасти мир, хотя пытается, но искусство способно спастись само за счет таланта художника. На самом деле этот фильм никакая ни биографическая драма, это фантазия, фэнтези. В этом фильме сплетено огромное количество разных жанров: комедия, мелодрама».

Про это кино в прессе пишут мало, и это объяснимо. Митта — режиссер уважаемый, почтенный и многими искренне любимый. В том числе и за свои человеческие качества. Впрочем, очевидно, что «Шагал — Малевич» вряд ли станет такой же классикой, как «Экипаж» или «Друг мой Колька».