BFM.ru благодарит своих читателей за участие в онлайн-конференции. Мы также выражаем особую благодарность президент компании Microsoft в России за очень интересные и подробные ответы. Орфорграфия вопросов сохранена.

"Мы живем в прекрасное время – время демократизации технологий". Хорошо, когда хоть что-то демократизуется. Но если серьезно, Николай, политика компании Microsoft в мире вполне осмыслена и логична. Но применима ли она в России? На что вы рассчитываете в России с ее сложными бизнес-условиями и неразвитым малым бизнесом? О какой аналитике речь, если лучшая аналитика: где и кому и сколько давать взятку?
Николай Прянишников, президент компании Microsoft в России: Бизнес-аналитика важна на каждом этапе жизненного цикла продукта: начиная от разработки, заканчивая мероприятиями по удержанию клиентов. А также структурным подразделениям, где знания, информация являются ключевым нематериальным активом: финансам, маркетингу, отделу продаж, руководству.

Бизнес-аналитика необходима для всех компаний, которые действуют в высоконкурентной среде. Где скорость принятия решения и их качество/обоснованность напрямую влияют на жизнеспособность компании. И это реальные деньги. По данным компании Gartner, «к 2015 году компании, внедрившие современную систему управления информацией, будут превосходить своих конкурентов в финансовом плане на 20 %».

Приведу примеры из Российской действительности. В основном благодаря внедрению системы бизнес-аналитики Microsoft коммерческому банку «Хлынов» удалось за первые полгода увеличить объемы операций с физическими лицами. Соответственно выросли и доходы: от кредитования клиентов – в среднем на 23%, от комиссионного бизнеса — в среднем на 14% в месяц. Компания «Мария» (одна из самых успешных в сфере производства кухонной мебели) планирует увеличить выручку примерно на 13 млн долларов благодаря внедрению системы бизнес-аналитики. Реализация проекта, по предварительной оценке, позволит увеличить производительность дизайнеров примерно на 10 % по итогам года. Среднее количество кухонь, которые продает один дизайнер в год, составляет 36 единиц. Прирост в 10 % означает 4 кухни в год. При количестве дизайнеров в 500 человек и средней стоимости кухни в 6 500 долларов США по итогам года такое повышение продуктивности обеспечивает увеличение выручки в размере примерно 13 млн долларов США.

Можно подробнее о big data?
Николай Прянишников: Существует несколько определений Big Data. Я бы сформулировал само определение примерно так: «Big Data – это сфера технологий, связанная с извлечением нового знания из данных разнообразного объема, которые имеют разнообразную структуру и природу и накапливаются с большой скоростью». Big Data – это наборы данных, которые, в силу их объема и/или сложной структуры, трудно собирать, хранить, обрабатывать, анализировать и отображать с использованием традиционных методов и инструментов, таких как файловые системы, реляционные СУБД, языки программирования и аналитические приложения. При этом в типах данных обычно выделяют структурированные, неструктурированные и потоковые. И ключевым словом в определении является новое знание. Приведу всем понятный пример: Яндекс.Карты. В основе этого сервиса лежит анализ массивов неструктурированной информации. Пользователь может выбрать маршрут и лучше предсказать время своей поездки по нему. Это Знание. А возникает оно из анализа огромного объема информации о месте положения и скорости собираемой с сотен тысяч автомобилей в режиме реального времени.

Благодаря Big Data появилась возможность выявлять взаимосвязи, влияющие на бизнес, которые раньше находились за пределами внимания для коррекции своей стратегии, процессов.

Например, медицинские учреждения Великобритании могут оперативно реагировать на угрозы здоровью людей с помощью гибридного облачного решения, созданного компанией нашим партнером, компанией Ascribe на базе технологий Microsoft SQL Server и Windows Azure HDInsight. Пользуясь новым инструментом, медработники могут самостоятельно анализировать как структурированные, так и неструктурированные данные, собранные из множества источников, включая медицинские карты, записи в журналах станций скорой помощи и данные социальных медиа, и быстрее принимать решения.

Чисто теоритически – любой бизнес может получить реальную выгоду от использования технологий Big Data, но в первую очередь, конечно, тот, где существует эффект масштаба по объемам данных и они имеют различный характер или там, где можно расширить горизонт анализа за счет новых – «связанных» данных. Это прежде всего наука и наукоемкие отрасли производства, медицина, ритейл, финансовая индустрия, интернет-компании и др. Например, банки могут снизить риск мошенничества с кредитными картами. Для этого подозрительные транзакции могут рассматриваться в совокупности с информацией о пересечении границы держателем карты и его активностью в социальных сетях, где используется сервис Check-in. Или инвестиционные структуры для оценки инвестиционной привлекательности той или иной компании могут пользоваться не только стандартными статистическими методами фондового рынка, но и проводить этот анализ совместно с данными из социальных сетей, онлайн публикаций, телевидения. Это позволит реагировать на такой фактор, как восприятие рынком перспектив компании, наличие скандалов, с ней связанных, или других причин, способных повлиять на оценку компании.

Microsoft видит свою роль в демократизации больших данных. Вообще, Microsoft – компания, которая демократизацией занимается исторически и пример хорошо всем известного приложения Excel здесь показателен – это удобный, интуитивный и доступный инструмент для работы с числовыми данными. Сегодня мы делаем нечто подобное для Big Data и встраиваем все это в существующую платформу – серверную (Windows Server) и облачные технологии (Windows Azure). На этой базе Microsoft рассчитывает сделать большие данные доступными и демократичными.

Например, медицинские учреждения Великобритании могут оперативно реагировать на угрозы здоровью людей благодаря гибридному облачному решению, созданному нашим партнером, компанией Ascribe, на базе технологий Microsoft SQL Server и Windows Azure HDInsight. Пользуясь новым инструментом, медработники могут самостоятельно анализировать как структурированные, так и неструктурированные данные, собранные из множества источников, включая медицинские карты, записи в журналах станций скорой помощи и данные социальных медиа, и быстрее принимать решения.

Николай, назовите основные инструменты бизнес-аналитики для предприятия среднего бизнеса?
Николай Прянишников: Выбор любых рабочих инструментов зависит от потребностей и возможностей конкретной организации. Прекрасным решением для компаний среднего и малого бизнеса станут облачные сервисы, не требующие капитальных вложений и серьезных затрат на развертывание и поддержку. Например, инструменты технологии бизнес-аналитики Microsoft Power BI, доступный всем подписчикам Office 365, позволяют собирать любые типы данных – структурированные и неструктурированные, – независимо от того, где они находятся: в частном, публичном облаке или в облаке хостера. Сотрудники могут делиться между собой отчетами, совместно работать с данными и более эффективно управлять рабочими процессами в режиме реального времени на любых мобильных устройствах. Power BI объединяет необходимый для бизнес-аналитики функционал: публичный и корпоративный каталог данных, новейшие инструменты поиска информации, работу с приложениями, интерактивную визуализацию.
Как аналитика влияет на бизнес компаний?
Николай Прянишников: Бизнес-аналитика необходима для любых компаний, которые работают в высоконкурентной среде, когда скорость принятия решения и их качество напрямую влияют на жизнеспособность компании. Могу сказать, что аналитика нужна практически на всех этапах работы компании. Аналитические отчеты позволяют бизнесу более оперативно реагировать на ситуацию, следить за развитием рынка и конкурентами и, тем самым, выигрывать в конкурентной борьбе. Кроме того, аналитические данные и исследования позволяют бизнесу лучше понимать своих заказчиков и партнеров. Аналитика, например, особенно необходима в высокотехнологичном бизнесе и науке для создания новых продуктов или совершенствования существующих.

Например, компания PVH, владеющая брендами Calvin Klein, Tommy Hilfiger, Van Heusen и IZOD, создала хранилище данных на базе Microsoft SQL Server 2012. Это позволило в разы повысить качество анализа данных и извлекать из них знания, необходимые для ведения бизнеса. Теперь, благодаря SQL Server 2012, при всей сложности информации, содержащейся в хранилище, продуктивность повседневной работы с ним крайне высока. Поскольку пользователи могут одновременно генерировать множество отчетов, в отдельных случаях поиск информации стал занимать всего две минуты вместо сорока.

Вот еще пример. Штаб-квартира международного издательства Conde Nast, выпускающего такие всемирно известные журналы, как Vogue, GQ, Glamour, Allure и др., внедрило решение Рower BI для анализа поведения и выявления предпочтений пользователей 27 сайтов и 50 мобильных приложений компании. Благодаря мощности Роwer BI теперь можно анализировать и объединять любые типы данных из гетерогенных источников. Это дает возможность команде редакторов и отделу маркетинга быстрее принимать взвешенные и обоснованные решения.

На ваш взгляд, какие личные качества Вам помогли добиться таких карьерных успехов?
Николай Прянишников: Я со школы привык планировать свое время. Возможно, это главное качество, которое пригодилось мне в бизнесе. Здесь я имею в виду не только мотивацию и способность «заставить» себя работать, но и умение поддерживать здоровый баланс между работой и жизнью, без которого ты не сможешь сохранять эффективность долгое время. Кроме того, если ты хочешь стать успешным менеджером, важно помнить, что ты работаешь не один и от твоей личной эффективности и компетенций зависит далеко не все. Чтобы собрать хорошую команду и уверенно делегировать полномочия, нужно понимать людей, видеть их сильные и слабые стороны, уметь общаться без конфликтов и руководить без давления. В конечном счете важно доверять тем, с кем ты работаешь.
Правильно ли я вас понял, вы представляете сейчас фактически обновленный Excel под видом нового продукта. Если нет, то чем отличается этот продукт от Excela, который также позволял работать с большими массивами данных и визуализировать их по необходимости?
Николай Прянишников: Power BI – новый компонент облачного сервиса Office 365, предназначенный для облегчения работы с данными и их анализа. Он включает в себя как средства бизнес-аналитики традиционного Excel, такие как Power Pivot и Power View для работы с данными в оперативной памяти и построения панелей отчетности соответственно, так и новые возможности: Power Query для обнаружения и импорта данных из различных источников, будь то частное, публичное облако, облако провайдера или данные из открытых источников (из сети Интернет), Power Map – инструмент отображения информации на трехмерных картах, а также Q&A, позволяющий пользователям совершать запросы к данным на естественном языке (не языке программирования). При все при этом вы используете уже знакомы интерфейс Microsoft Excel.

В Microsoft Power BI можно выделить три уровня аналитического решения: персональная, коллективная и корпоративная аналитика.

Персональная аналитика позволяет сотрудникам, например, менеджерам по продажам, самостоятельно анализировать результаты повседневной работе. Для этого используют Excel с надстройкой PowerPivot в их каждодневной самостоятельной работы.

Коллективная аналитика дает возможность сотрудникам создавать отчеты (например, в Excel, либо над моделью BISM с помощью Power View) и предоставлять их другим сотрудникам, например, директорам департамента.

При корпоративной аналитике процесс создания аналитической модели и отчетов берет на себя служба информационных технологий. При этом разрабатываются интеграционные пакеты по загрузке и очистке больших объемов данных (с помощью Integration Services и Data Quality Services), согласуются модели справочных данных (Master Data Services), формируются выверенные аналитические модели с едиными в пределах организации показателями и, потенциально, более сложными вычислениями, формируются согласованные между подразделениями отчеты.

Николай, добрый день! Расскажите другие реальные случаи прикладного использования вашего ПО в бизнесе? Особенно интересно примеры из российской действительности.
Николай Прянишников: У нас есть примеры использования различных инструментов бизнес-аналитики Microsoft в российских компаниях любого размера и из различных индустрий. Я уже приводил в пример компанию-производителя кухонной мебели «Мария» и коммерческий банк «Хлынов».

Компания «Белый ветер Цифровой» с помощью бизнес-аналитики Microsoft смогла оптимизировать графики работы сотрудников и менеджеров магазинов, а также повысить мотивацию продавцов. Теперь торговый персона практически в режиме реального времени узнавать результат своей работы. Это способствовало созданию здоровой конкуренции как между сотрудниками одного магазина, так и между различными торговыми точками в целом, что очень позитивно сказалось на продажах компании.

Также в качестве примера можно привести компанию «ДОМОДЕДОВО Ай-Ти СЕРВИСИЗ», являющуюся единым провайдером ИТ-сервисов всех подразделений аэропорта Домодедово. Компания перевела информационные системы аэропорта на платформу Microsoft SQL Server 2012 и построила на ней ИТ-инфраструктуру, которая безотказно работает, даже при внештатных ситуациях. При этом система не требует существенных трудозатрат на ее обслуживание, а при возникновении проблем восстановление доступа к базе данных осуществляется за очень короткое время.

Николай, здравствуйте!я торгую на forex, каждый день имею дело с множеством цифр, огромным количеством данных, слежу за разными отчетами, которые выпускают ЦБ ведущих индустриальных стран. Может ли мне пригодиться ваш продукт, есть примеры использования в этой сфере? Спасибо.
Николай Прянишников: Там, где есть место для бизнес-анализа, всегда найдется применение нашим продуктам. О конкретных решениях, существующих на рынке, а также примерах их использования вы можете узнать у наших партнеров.
Николай, а в Украине работаете?
Николай Прянишников: OOO «Майкрософт Рус.», руководителем которого я являюсь, ведет свою деятельность в России. На Украине работает отдельное юридическое лицо.
Николай, вы считаете, что один и тот же продукт подойдет как для больших компаний, так и для малого бизнеса? Но ведь абсурдно. Если компания небольшая, она имеет дело с небольшим объемом данных, и чаще всего для аналитики достаточно уже существующих продуктов. Если же компания большая с большим отделом продаж, разве может одна программа справится с таким объемом цифр и данных? Даже если ваш продукт может это анализировать, кто-то все равно должен по старинке забивать вручную данные. Или как решается эта проблема у вас?
Николай Прянишников: Бизнес-аналитика предполагает анализ данных, уже существующих в системе. Это может быть как информация, вбитая вручную (например, профиль клиента в CRM-ситеме) или попавшая в нее автоматически (например, кассовые чеки или банковские транзакции).

Microsoft предлагает различные инструменты бизнес-аналитики и Big Data, поэтому компании могут выбрать то, что наилучшим образом подходит для решения конкретных бизнес-задач.

Если объем информации небольшой, ввод данных осуществляется вручную, а сразу после этого предполагается их анализ, то с такой задачей прекрасно справится Excel, но вряд ли это можно считать реальным бизнес-сценарием. Как правило, задача гораздо шире: это сбор данных в единое хранилище из различных систем и/или открытых источников, это соответствующие процессы интеграции, преобразования, очистки данных, и только лишь после этого визуализация и анализ.

Когда мы говорим о платформе бизнес-аналитики Microsoft, мы имеем в виду весь обширный набор инструментов для решения полного комплекса задач работы с данными, независимо от их объема. И естественно, в зависимости от конкретной потребности заказчика, природы и объемов обрабатываемой информации, мы предлагаем комплексное решение, включающее те или иные компоненты, способное наиболее эффективно решить конкретные задачи заказчика.

Так, например, облачный сервис бизнес-аналитики Microsoft Power BI позволяет компаниям извлекать полезные знания из массивов информации, используя привычный интерфейс знакомых офисных программ, входящих в Office 365.

Решения на основе Microsoft SQL Server позволяют не только анализировать информацию, но и строить прогнозируемые модели и разрабатывать гипотезы. Например, с помощью новой системы поддержки продаж, разработанной на базе Microsoft SQL Server и встроенных в решение Microsoft технологий предикативной аналитики (Data Mining), специалисты HeadHunter могут рассчитывать вероятность заключения сделки для каждого клиента и определять услуги, которые могут его заинтересовать. В ходе пилотного проекта новая система поддержки продаж продемонстрировала отличные результаты: в фокус-группе рост продаж за последний месяц составил 9,25%. Продуктивность работы менеджеров, использующих рекомендации системы, возросла на 21.

Если мы говорим про Big Data, то кластеры Hadoop в Windows Azure (HDInsight) и Windows Server позволяют работать с петабайтами неструктурированных данных. Также для работы c большими данными мы предлагаем решение Microsoft SQL Server2012 Parallel Data Warehouse. Оно дает возможность получать новые знания из массивов информации максимально быстро, и при этом обеспечивает минимальную стоимость для данной производительности. Архитектура массовой параллельной обработки Massively Parallel Processing дает возможность почти линейного масштабирования по сравнению с традиционными хранилищами данных.

Николай, добрый день! Как вы думаете, к чему приведет развитие облачных технология? офисы отомрут и все будут работать из дома?
Николай Прянишников: Думаю, все не так радикально. Помните, когда появилось кино, были опасения, что театр отомрет, а когда появился телевизор, думали, что никто не будет ходить в кинотеатры. Однако все обошлось. И сегодня у нас есть выбор: сходить в театр, в кино или остаться дома посмотреть телевизор или фильм в интернете.

Современные технологии Microsoft позволяют одинаково эффективно работать независимо от местоположения и с любого устройства. Облачные технологии позволяют полноценно работать там, где это необходимо – в офисе, дома, в командировке и т.п – и иметь доступ к бизнес-решениям и корпоративным порталам, участвовать в переговорах с помощью современных средств коммуникации, таких как Lync или Skype. Таким образом, у нас появляется больше возможностей. В тоже время, средства коммуникаций не заменят личного общения, которое помогает решить сложные вопросы между сотрудниками, договориться с партнерами или заказчиками. На мой взгляд, развитие современных технологий скорее изменит стиль работы офисных сотрудников, позволяя им быть более мобильными.

Здравствуйте Николай! Планируете ли вы развивать облачные технологии для учащихся, т.е. предоставлять им скидки и льготные лицензии? С уважением, Дмитрий. г. Москва. Студент

Николай Прянишников:Microsoft уже в течение нескольких лет предоставляет доступ к облачным технологиям на льготных условиях для студентов по всему миру, в том числе и в России. Во многих случаях доступ осуществляется бесплатно.

Перечислю кратко основные возможности:

  • Бесплатный доступ для студентов и преподавателей к плану А2 и льготные лицензии по планам А3 и А4 в рамках сервисов Office 365 для образовательных учреждений. Office 365 — это средства совместной работы и офисных коммуникаций Microsoft, предоставляемые через Интернет из центров обработки данных Microsoft. Office 365 объединяет в себе приложения Microsoft Office, их облачную версию, а также сервисы электронной почты Exchange Online, сервисы создания сайтов и совместной работы с документами SharePoint Online, современные коммуникационные сервисы Lync Online, корпоративные социальные сети Yammer Enterprise. Office 365 включает круглосуточную ИТ-поддержку, гарантии работоспособности сервиса в течение 99.95% времени, встроенные средства защиты от вирусов и спама. Более подробно с этим предложением можно познакомиться на сайте http://office.microsoft.com/ru-ru/academic/.

  • В рамках предложения Windows Azure для образования, студентам предоставляется бесплатные Windows Azure Academic Passes и возможность изучить платформу настоящего и будущего, чтобы преуспевать не только в учебе, но и в построении своей карьеры. Подробности предложения доступны по адресу: http://msdn.microsoft.com/ru-ru/dn133768.aspx

  • Вы можете также приобрести расширенную студенческую подписку на Office 365 на 4 года на льготных условиях, включающую дополнительные 20ГБ в интернет-хранилище и возможность доступа с двух ПК и нескольких смартфонов. Подробности приведены по ссылке: http://office.microsoft.com/ru-ru/university/

  • Получить бесплатно широкий спектр ПО Microsoft, в том числе доступ к облачным технологиям для студентов можно также в рамках программы Microsoft Dream Spark http://www.dreamspark.ru/. Уже 300 000 участников программы DreamSpark получили доступ к программному обеспечению Майкрософт.

Хотел бы подчеркнуть, что Microsoft не только предоставляет доступ к облачным технологиям для учащихся на льготных условиях, но и возможность стать квалифицированным специалистом по широкому кругу специальностей, связанных с облачными технологиями Microsoft. Это дает возможность студентам подготовиться к сдаче экзамена на получение международного сертификата и получить в итоге специальность, востребованную на рынке труда. Более подробно Вы можете ознакомиться с этими возможностями на порталах http://www.microsoft.com/Rus/Education/Ita/for_students.aspx и http://www.microsoft.com/learning/ru-ru/default.aspx

Дополнительные вопросы Вы можете задать, направив письмо по адресу: ruseducloud@microsoft.com

Николай, надеюсь вы ответите на мой вопрос. Планирует ли ваша компания какие-то изменения в работе в России в связи с санкциями правительства США по отношению к России? Как можно быть уверенным в сохранности информации облаках, если сервера расположены в США?
Николай Прянишников: Защита информации наших клиентов – основной приоритет нашей компании. Разработанные нами методики и политики, основываются на более чем 15-летнем опыте обеспечения безопасности данных в Интернете. Процесс Secure Development Lifecycle, применяемый Microsoft, обеспечивает соблюдение безопасности и конфиденциальности данных на всех этапах: от разработки программного обеспечения до процесса обслуживания.

При использовании, например, облачной услуги Office 365, данные хранятся в центрах данных Microsoft. При этом, Microsoft оперирует несколькими десятками ЦОД, расположенными по всему миру. Инфраструктура Office 365 построена с учетом самых высоких требований безопасности, обеспечивает защиту данных на пяти различных уровнях – на уровне данных, приложения, узла, сети и на физическом уровне. Именно поэтому Office 365 соответствует мировым стандартам безопасности, что подтверждается прохождением сертификации у независимых компаний на соответствие требованиям ISO 27001, HIPAA, FISMA, и на соблюдение принципов соглашения Safe Harbor и модельных условий Европейского Союза.

В апреле 2014 органы Европейского союза по защите данных пришли к заключению, что договоры корпорации Microsoft об оказании облачных услуг отвечают высоким стандартам законодательства ЕС о защите персональных данных. Важно отметить, что Microsoft первая и в настоящее время единственная компания, которая получила такое одобрение. Данное официальное признание распространяется на облачные сервисы корпорации Microsoft, а именно: Microsoft Azure, Office 365, Microsoft Dynamics CRM и Windows Intune. Подробную информацию об этом можно прочитать здесь: http://www.microsoft.com/ru-ru/news/2014/04/privacy-authorities-across-europe-approve-microsoft-s-cloud-commitments.aspx