Для достижения безубыточной работы московскому метро в этом году необходимо увеличить тарифы почти на 88%. Такая цифра упоминается в письме главы столичного метрополитена Ивана Беседина заместителю мэра города Максиму Ликсутову, сообщают «Известия».

Метрополитен с советских времен был убыточным, вряд ли за этим заявлением последуют серьезные практические шаги. Тариф может вырасти процентов на 30%, поскольку в Москве первичны перевозки, а не рентабельность, скорее всего, это способ выбить дополнительные субсидии, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов:

«
Если метрополитен просто повысит цены на проезд в такой степени — это, во-первых, мало чего даст, потому что надо будет повышать и пенсии, и льготы, и все прочее на ту же сумму. А, во-вторых, просто будет социальное возмущение, вполне обоснованное. Поэтому, я думаю, что это больше такой разговор. Руководство метрополитена периодически делает такие заявления, чтобы городские власти взбодрить, чтобы им побольше дали какую-то субсидию и так далее. Метрополитен может чуть-чуть снизить убытки, скажем так, более рационально тратя деньги на техническое перевооружение и на менеджмент, потому что там, конечно, есть пути оптимизации. Они себя не особенно в черном теле держат. Но все равно, не позволят сделать это, ну, хотя бы с нулевой рентабельностью. Процентов 10-20 убытков — это вполне можно снять. Но это уже вопрос к правительству Москвы. Если правительство Москвы строго потребует, я думаю, что метрополитен это все сделает».

По данным издания, метрополитен в этом году в виде субсидий получил от города 26 млрд рублей, которые направлены на компенсацию проезда льготных категорий пассажиров, а также на «некоторые затраты на развитие метро».

Общественный транспорт в столице дотационный наполовину, а повышение цен — это единственный способ содержать метрополитен, считает замдиректора Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, профессор Евгений Арсенов:

«
Инфляция никуда не делась. То есть затраты, которые несет метрополитен, хотим мы этого или не хотим, растут, начиная от стоимости электроэнергии и кончая всеми другими статьями расходов. Если у нас нечем покрывать расходы, то это ведет только к ухудшению, связанных с эксплуатацией метрополитена, что мы, в общем, и наблюдаем. Частота отказов, особенно за последние два года возросла. Должен быть какой-то перспективный план по расходам и, соответственно, перспективные программы по повышению, видимо, стоимости проезда. Это общая тенденция. Мы не сможем сейчас, допустим, уменьшить стоимость билетов на метрополитене, мы можем только говорить о том, что, видимо, стоимость проезда должна восполняться только за счет повышения. Количество проблем, которые существуют на метрополитене, возрастает. Не покрываются своевременно, и те цифры, которые сейчас заявляются. Это для того, чтобы как-то выравнивать ситуацию, может быть, даже на перспективу».

В департаменте транспорта подтвердили, что метрополитен действительно обратился с просьбой повысить тарифы на проезд. С 2014 года в метро подорожали лишь билеты на одну и две поездки — стоимость составила 40 и 80 рублей соответственно.