Во Франции на Лазурном берегу арестован один их особняков опального российского олигарха Бориса Березовского. Такое решение принял суд Марселя, удовлетворив запрос Генпрокуратуры России. Судя по всему, решение об аресте имущества принято в рамках расследования так называемого «объединённого дела», в которое вошли «осколки» ранее возбужденных в отношении предпринимателя дел.

Как сообщили сегодня в Генпрокуратуре России, 17 июня по решению суда Марселя принято решение об аресте особняка, расположенного в городе Антиб в регионе Прованс-Альпы-Лазурный Берег.

Тем самым был удовлетворен запрос российского надзорного ведомства, «направленный в рамках уголовного дела, расследуемого российскими правоохранительными органами».

О каком из дел Березовского идет речь, в Генпрокуратуре не пояснили.

«Несмотря на то что формальным собственником этой недвижимости является французское юридическое лицо, суд принял во внимание доводы российской стороны о том, что имущество приобреталось по поручению и в интересах Бориса Березовского», — говорится в сообщении Генпрокуратуры.

В ведомстве добавили, что принятое решение стало возможным в результате сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и компетентными органами Французской Республики по вопросам возврата в Россию активов, полученных преступным путём.

«Арестовали — и слава Богу»

Защищавший Березовского при жизни адвокат Андрей Боровков с безразличием отнесся к известию об аресте очередного особняка Березовского. «Арестовали — и слава Богу», — сказал он. Защитник теряется в догадках, в рамках какого из дел был наложен арест на имущество. «У Березовского была куча уголовных дел — и о хищении имущества «Логоваза», и компании «Аэрофлот». Есть еще действующее дело, которое никак не прекратят», — сказал защитник. Защитник предположил, что, скорее всего, арест наложен по так называемому «объединенному делу», срок следствия по которому продлен Следственным комитетом России до конца августа 2014 года.

Речь идет о деле, в которое вошли «осколки» ранее возбужденных в отношении Березовского нескольких дел: об организации хищения путем мошенничества (статья 159 УК) в 1997 году кредита банка «СБС-Агро» в размере 13 млн долларов и легализации этих средств (статья 174 УК) через швейцарскую компанию Forus, о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте (статья 193 УК) в рамках дела о хищении валютной выручки «Аэрофлота».

Туда же вошло обвинение Березовского в создании преступного сообщества (статья 210 УК), которое в 1991–2001 годах похищало под его руководством значительные суммы. Имеются в виду легализация денежных средств, похищенных у «АвтоВАЗа», хищения в период с 1996 по 1997 год 215 млн рублей, принадлежащих «Аэрофлоту», а в период с 1996 по 1999 год — хищения еще 227 млн рублей у той же авиакомпании.

Де-юре и де-факто

23 марта 2013 года 67-летнего Бориса Березовского нашли мертвым в ванне в его загородном доме рядом с городом Аскот недалеко от Лондона. Предполагается, что Березовский покончил с собой, повесившись в ванной комнате. Однако до сих пор правоохранительные органы Англии не дали четкого ответа, был ли это суицид или убийство.

По российским законам, уголовное дело должно быть прекращено в связи со смертью обвиняемого. «Дело должны были прекратить, а деньги, если следствие считает, что они нажиты преступным путем, взыскивать в гражданско-правовом порядке или требовать их взыскать с его подельников. Но поскольку у СКР нет сведений, что Березовский мертв, там действуют как будто он живой — накладывают аресты, рассылают поручения», — сказал юрист. Боровков напомнил, что Следственный комитет России до сих пор не получил официальных бумаг из Великобритании о том, что Березовский мертв, поскольку между ведомствами двух стран по сути идет «холодная война» из-за того, что российские правоохранители не присылают никаких бумаг в связи по делу скончавшегося в Британии от облучения полонием бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, который был близок к Березовскому. «По этому де-юре Березовский для Следственного комитета жив», — сказал он.

Адвокат добавил, что формально никто из родственников Березовского «не просил его подключиться». Защитник признался, что еще за год до смерти олигарха прекратил с ним всякое общение. Теперь же, когда Березовский умер, «смерть прекращает вся обязательства» и он не является адвокатом бизнесмена, хотя его ордер в деле остался и следствие продолжает его информировать о ходе расследования.

Право на обжалование

По словам управляющего партнера адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Руслана Коблева, родственники Бориса Березовского могут оспорить наложение ареста на имущества. Он отметил, что шансы «у наследников очень большие». «Арест — это всего лишь предварительная мера. После ареста могут появиться наследники и заявить, что имущество принадлежит им. Это все может растянуться до бесконечности», — считает юрист.

В сентябре 2013 года распорядителем имущества отца была назначена дочь Березовского Екатерина.

Уже при ней Апелляционный суд в Белграде аннулировал ранее принятое решение об аресте в Сербии имущества, которое, по мнению Генпрокуратуры России, принадлежало Борису Березовскому. Речь шла об активах семи продовольственных компаний в Сербии, которые оценивались в 9 млрд рублей.

В январе этого года генеральный прокурор РФ Юрий Чайка заявил, что прокуратура добилась ареста части имущества Березовского на Украине.

Заявление прозвучало еще до охлаждения отношений России и Украины, которое последовало за сменой власти в Киеве, которую Кремль оценивает как госпереворот. Что сейчас происходит с арестованным на Украине имуществом олигарха, непонятно.