Сегодня США и Евросоюз обещают сообщить конкретные детали нового пакета антироссийских санкций. И Вашингтон, и Брюссель обещают, в частности, ограничения в энергетической, оборонной и банковской сферах. Как отмечается в заявлении Белого дома, данные меры увеличат политическую изоляцию России и экономическую цену политических решений. Российский рынок отреагировал негативно. Санкции введены на фоне перемирия на Украине. Суть комментариев многих экспертов сводится к тому, что противостояние уже вышло за рамки украинского конфликта.

США про свои санкции говорят просто — это ответ на незаконные действия России на Украине. ЕС объясняет сложнее — нужно, чтобы Россия изменила стиль поведения. Минские соглашения должны дать конкретный результат. Сейчас они трактуются исключительно как намерения.

До конца сентября Еврокомиссия проведет детальный анализ ситуации, и может так случится, что ограничения даже отменят. Российский фондовый рынок и рубль отреагировали снижением.

Собственно, действия Евросоюза можно трактовать следующим образом — сейчас на Востоке Украины действует перемирие, однако нужно еще добавить санкций, чтобы оно было более прочным. То есть идет война — санкции, мир, пусть плохой, но все равно санкции.

Пакет был принят не сразу, в ЕС нашлись несогласные. Финляндия просила уточнений. Видимо, за два дня всех убедили.

Константин Симоновгенеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности«Справедливо предположение о том, что для США идея наказать Россию является сейчас доминирующей и преобладающей во внешней политике, и для этого будут использованы все рычаги и все средства. Судя по всему, на ЕС оказано колоссальное давление, а голос европейского бизнеса не услышан».

Успех мирного процесса на восточной Украине как повод для отмены санкций — очень расплывчатое понятие. Что это значит? Полную зачистку Донбасса, вход украинских войск в Донецк и Луганск? Или же переговоры? Но в этом случае необходим компромисс.

Допустим, не хочет Киев уступать, обращается к Западу, мол, помогите санкциями заставить Москву быть посговорчивей. Европа с Америкой вводят очередной пакет. Ну а Кремль сделает наоборот — ДНР и ЛНР вновь перейдут в наступление.

И другой вывод: взят курс на полную изоляцию и ослабление России. Это уже долгосрочный тренд — новая холодная война, которая непонятно чем кончится. Впрочем, возможно это просто евробюрократия.

Вячеслав Ковтунукраинский политолог«Это — запоздалая реакция на действия России. А так как это бюрократическая структура, которая требует согласований, консенсуса, все это затягивается. Поэтому Евросоюз прореагировал с опозданием».

В России тоже не мало тех, кто требует восстановить «русский мир» — принять наконец не половинчатое, а жесткое решение. Есть мнение, что российский ответ иногда пугает больше, чем их санкции. В дополнение к продуктам не исключается запрет на иномарки и даже одежду.

Игорь Юргенсвице-президент РСПП«Я считаю, что наш ответ адекватен с той точки зрения, что он не является жестким закрытием нашей экономики. Нет закрытия воздушного пространства, то есть мы не отгораживаемся. Мне кажется, что это сигнал к тому, что мы надеемся договариваться».

Итак, налицо очередной раунд санкционной войны. Что-то подсказывает, что он явно не последний. Чем все это закончится — непонятно. Реакция рынка негативная. Единственное, что может успокаивать — это то, что сами санкции пока не очень страшные. Но, скорее всего, дело не в экономике — идет обмен политическими ударами, даже не считаясь с последствиями для себя лично.