В Перовском суде Москвы вступил в завершающую стадию судебный процесс по делу «Ворошиловкого стрелка» Игоря Бедачева. Разорившегося владельца аудиторской фирмы, бывшего воина-афганца обвиняют в вымогательстве (ст.163 УК РФ) астрономических сумм у чиновников и сотрудников правоохранительных органов, среди которых прокурор Московского метрополитена Александр Рыбак. Последнему «стрелок» выставил счет на 50 млн рублей, угрожая в противном случае расправой. В ходе следствия и судебного процесса подсудимый признал вину лишь частично.

Игорь Бедачев не отрицает, что требовал у потерпевших деньги, но утверждает, что не они были его целью: он хотел, чтобы деятельностью чиновников, которые погрязли в «откатах», заинтересовались правоохранительные органы.

Как следует из материалов дела, с июля по октябрь 2013 года 54-летний бизнесмен разослал письма целому ряду должностных лиц, обличая их в воровстве, коррупции и вымогательстве и требуя выплаты ему «компенсации» в размере от 50 до 165 млн рублей. Их домашние адреса Бедачев, владелец ЗАО «Аудиторская фирма «Бизнес-класс-аудит», узнал, купив телефонную базу данных на «Горбушке». Бизнесмен, который оказался на грани разорения из-за необходимости давать взятки чиновникам и правоохранителям, решил, что таким образом он сможет вернуть потерянное и возместить моральный урон.

Письма с угрозами

«Тогда мне это казалось единственным способом наказать людей за совершенные ими моральные преступления», — рассказывал после ареста предприниматель. Свои письма он подписывал как «Ворошиловский стрелок ОНФ» (общенародный фронт), оставлял электронный адрес, на который стоит отправить ответ, а также инструкцию, в которой расписывалось, что делать дальше и как поддерживать связь с ним.

Надо сказать, что большинство адресатов проигнорировали послания и не стали вступать в переписку с «Ворошиловским стрелком». Но не прокурор Московского метрополитена Александр Рыбак. Он реально воспринял угрозы расправиться с ним и с его родными и обратился в правоохранительные органы.

Игоря Бедачева задержали в ночь на 21 октября на МКАД, в районе Садоводческого некоммерческого товарищества «Дары природы», где он назначил встречу прокурору. От Александра Рыбака он требовал 50 млн рублей, впоследствии снизив сумму до 32 млн рублей. Таким образом бизнесмен решил наказать правоохранителя за то, что в 2009 году, в бытность Рыбаком прокурором Мещанского района Москвы его подчиненная пришла в арендованное им здание с проверкой и вынудила его заплатить «отступные» в размере 40 тыс. долларов или 960 тыс. рублей по курсу того времени.

Позже, на допросах Бедачев так объяснил, почему он направил письмо с требованием денег именно Рыбаку, а не его бывшей сотруднице: «Во-первых, с женщиной, какой бы она ни была, я «воевать» не могу, а, во-вторых, подчиненные злоупотребляют служебным положением тогда, когда им это позволяют их руководители».

Вместе с Бедачевым задержали его знакомую, также владелицу другой аудиторской фирмы, 52-летнюю Марину Галай. По версии следствия, женщина была с бизнесменом заодно: помогала писать письма с угрозами, а перед встречей с Рыбаком расставляла на МКАД автомобильные конусы, чтобы обозначить место передачи денег. С тех пор Галай находится под стражей.

Потерпевшими же от действий Игоря Бедачева признали еще троих: исполнявшего обязанности главы Ростехнадзора Алексея Ферапонтова, его тогдашнего заместителя Всеволода Кузьмичева (от них «ворошиловский стрелок» требовал по 130 млн рублей) и президента Национального объединения строителей Ефима Басина. У последнего Бедачев потребовал «компенсацию» в 165 млн рублей.

«Моральный приговор за коррупцию»

Во вторник в суде допросили Алексея Ферапонтова. Он заявил, письма с угрозами, которые пришли ему домой и на работу, он воспринял серьезно. «В первый раз, когда получил письмо, я подумал: «Всякое бывает», а когда письмо пришло во второй раз, я подумал, что уже не смешно», — признался потерпевший. Он сообщил, что отдал послания, отправителем которого значился Вышинский (по всей вероятности имелся в виду бывший генпрокурор СССР), Всеволоду Кузьмичеву. Последний также получил аналогичные письма от «стрелка». Обращаться правоохранительный органы чиновник не стал, объяснив, что был слишком занят на работе и к тому же не верил в то, что полицейские смогут найти отправителя и защитить его. «Скорее уж голову будут морочить», — признался Ферапонтов. Также он решил не тревожить своих родных.

«Тогда почему же вы считали мои угрозы реальными?», — удивился Бедачев и заявил, что текст его письма чиновнику содержал «некий сарказм и моральный приговор за коррупцию, а реальных угроз там не было».

Подсудимый попытался уличить чиновника в том, что тот на государственном сайте рекламировал коммерческие мероприятия, а на свою дочь оформил квартиру в центре города на улице Большая Ордынка. «Девочке 18 лет, и она сама покупает себе квартиру!, — не мог поверить подсудимый. — Для чего вы купили квартиру в Болгарии? Чтобы было можно туда сбежать, если что!», — сделал вывод Бедачев.

В ответ потерпевший заявил, что не будет предъявлять к подсудимому гражданского иска, а предъявленные Бедачевым претензии назвал «набором беспочвенной напраслины».

«Мелкая услуга» обернулась арестом

После этого начался допрос подсудимых. Первой дать показания пожелала Марина Галай.

Женщина рассказала, что знакома с Игорем Бедачевым уже 13 лет и поддерживала с ним приятельские отношения вплоть до 2010 года, когда у нее появилась внучка и она погрузилась в ее воспитание. По ее словам, вновь общаться с Бедачевым она начала летом прошлого года. «Я узнала, что у нас освободилось место главы администрации поселка Мосрентген. До этого им был бывший военный. Я решила, что Бедачев тоже бывший военный, имеет безупречную репутацию и мог бы баллотироваться», — рассказала фигурантка.

Марина Галай заверила суд, что ничего не знала о вымогательстве Бедачевым денег у прокурора Московского метрополитена, и то, что случилось, для нее стало настоящим шоком. По словам подсудимой, в ночь на 21 октября ей позвонил Бедачев и попросил вынести ему какой-нибудь ящик или коробку. «Он был в приподнятом настроении, сказал, что есть некие долги, и он должен их получить, а коробка ему нужна, чтобы сложить деньги, — продолжила подсудимая. — У меня много коробок от обуви. Я решила пожертвовать ему коробку от сапог. На босу ногу надела болоньевые сапоги, накинула куртку. Он бы не нашел мой дом, у нас нет названий улиц», — пояснила Галай. Позднее время для встречи не смутило женщину. По ее словам, все знали, что она в полночь укладывает внучку спать, кроме того, ей было известно, что Бедачев обычно допоздна бывает в спортзале.

«Оно вам это надо было?», — удивился отзывчивости женщины судья.

«Я и так всех друзей растеряла за четыре года с момента рождения внучки. Я хотела отношения поддерживать, решила оказать мелкую услугу. Я практически бегом подбежала в эту аллейку», — ответила подсудимая.

Марина Галай уверяла, что никакого подвоха не подозревала. «У Бедачева была в руках сумка. Он объяснил, что в ней конусы для приятеля, чтобы тот не промахнулся — показать ему дорогу. Они ведь светоотражательные. Дело было в воскресенье. Обычно дачники в это время возвращаются в Москву. Я не подумала ничего криминального, — рассказывала подсудимая. — Решила, человек должен денег, поедет с дачи и чтобы не тратить время, встретится с ним по дороге. Я думала, что мы десятки раз даем в долг, отдаем, история обычная. Я сразу собиралась вернуться домой, даже уже набрала ванную».

Подсудимая сообщила, что отдав приятелю коробку, решила вернуться домой в обход — вдоль МКАДа, поскольку ей было страшно идти одной в темноте по аллее. Однако по дороге их с Бедачевым задержали оперативники.

«До этого я даже не знала, что есть такой прокурор Московского метрополитена», — сказала подсудимая. Она опровергла версию обвинения о том, что якобы рассчитывала получить 6 млн от требуемой суммы.

После чего адвокаты подсудимых ходатайствовали об изменении меры пресечения подсудимой. Они попросили освободить Галай из СИЗО, указав, что женщина страдает тяжелым заболеванием, у нее на иждивении находятся престарелые родители, а ни в чем предосудительном ранее она замечена не была.

Однако потерпевший Рыбак был категорически против.

«Марина Владимировна должна была подумать, прежде чем выполнять действия, которые ей вменяются. И о родителях своих, и о внучке, а также о том, что родители и дети есть и у потерпевших», — заявил он.

Пока ждали решения суда, потерпевший рассказал BFM.ru, что причастность женщины к вымогательству, в частности, подтвердили сотрудники полиции. «Им Бедачев признался сразу же после задержания в том, что Галай была с ним в деле, но потом он отказался от этих показаний», — сказал Александр Рыбак.

В итоге, пробыв в совещательной комнате полчаса, судья Александр Киреев, не нашел оснований для изменения подсудимой меры пресечения.

Вменяемость с органическим расстройством

Следующее заседание состоится 23 сентября. Ожидается, что в этот день показания даст основной фигурант дела, после чего пройдут прения сторон. В ходе них прокурор запросит наказание, которое считает справедливым для подсудимых.

Адвокат Марины Галай Ольга Линева заявила BFM.ru, что защита будет настаивать на вынесении женщине оправдательного приговора. «Галай стала жертвой обстоятельств, и никаких доказательств ее вины в деле нет», — заявила она. Юрист отметила, что на протяжении следствия Игорь Бедачев отрицал то, что женщина якобы была в сговоре с ним. Показания же шести оперативников, заявивших, что тот якобы рассказал им о роли подельницы в доверительной беседе, не выдерживают критики.

«Эти показания были написаны будто под копирку, вплоть до запятой. В суде полицейские уже не были так единодушны», — сказала она. Юрист отметила, что никаких доверительных разговоров у главного обвиняемого с оперативниками быть не могло — об этом свидетельствуют данные медицинского освидетельствования, которые подтвердили факт избиения Бедачева.

По мнению адвоката, стражам порядка просто нужно было как-то обосновать необходимость ареста фигурантки и ее длительное пребывание под стражей при отсутствии объективных доказательств вины. «Нам непонятно, почему потерпевший Рыбак продолжает настаивать на причастности Галай к вымогательству, хотя никаких доказательств этому нет», — заключила адвокат. Юрист, которая долгое время ранее работала судьей, отметила, что это первый случай в ее практике, когда человек столь длительное время содержится под стражей без каких-либо оснований.

Она также выразила сомнения в психической нормальности главного фигуранта, которого медики хоть и признали вменяемым, но обнаружили у него органическое расстройство личности. По мнению адвоката, все, что произошло с Игорем Бедачевым, это следствие тяжелого эмоционального состояния, в котором бизнесмен оказался после потери своего бизнеса, предательства родных и партнера и поборов со стороны различных чиновников.