Мещанский суд Москвы в четверг отклонил иск ЛДПР к Михаилу Ходорковскому. Партия сочла, что бывший глава нефтяной компании ЮКОС причинил вред ее деловой репутации, когда обвинил в получении денег за голосование. Ущерб либерал-демократы оценили в 10 млн рублей. Однако суд не нашел оснований для решения спора в их пользу.

Никто из первых лиц партии на процесс не пришел. Ее интересы представлял адвокат Игорь Лебедев, который по стечению обстоятельств оказался полным тезкой сына лидера ЛДПР Владимира Жириновского, руководителя Высшего Совета ЛДПР Игоря Лебедева.

Ответчик также отсутствовал по известной причине — в декабре 2013 года отсидевший более 10 лет за хищения и различные финансовые махинации предприниматель был помилован президентом и на самолете выслан в Германию, где в то время проходила лечение его мать. Позже, в марте этого года экс-миллиардер, а ныне миллионер получил вид на жительство в Швейцарии.

Цена деловой репутации

Поводом для обращения ЛДПР с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации стали слова Михаила Ходорковского в книге «Тюрьма и воля», написанной в соавторстве с журналисткой Натальей Геворкян в 2013 году. В ней экс-глава ЮКОСа объяснил, почему он финансировал другие партии, а не либерал-демократов. «Не ЛДПР же. ЛДПР зарабатывает голосованием прямо и цинично», — написал он. Партия просила суд признать распространенные сведения не соответствующими действительности и обязать ответчика опубликовать опровержение в любом печатном издании, тиражом не менее 10 тысяч экземпляров. Кроме того, ЛДПР настаивала на извинениях. Ущерб деловой репутации либерал-демократы оценили в 10 млн рублей.

Представлявший интересы Михаила Ходорковского адвокат Денис Дятлев в четверг как мог пытался блокировать процесс и перенести слушания из Мещанского суда, в котором в первый раз судили его клиента (в мае 2005 года процесс закончился 9-летним сроком). Вначале он попросил оставить иск без движения, мотивировав свою просьбу тем, что истец не привел расчет 10-миллионного ущерба. Потом он призывал судью вернуть заявление ЛДПР из-за того, что его подписал Владимир Жириновский, чьи полномочия якобы надлежаще не были подтверждены. И, наконец, адвокат ходатайствовал о переносе процесса, сказав, что не увидел на доверенности юриста партии печати.

Но все эти просьбы были отклонены. И тогда Дятлев предложил перенести процесс в Швейцарию. Он заявил, что иск был подан с нарушением подсудности и слушание должно было проходить по месту жительства ответчика.

Процесс по месту жительства

«Общеизвестно, что Михаил Борисович не проживает на территории РФ», — сказал адвокат. Он процитировал суду сообщения ряда центральных СМИ, а также нотариально заверенные документы о том, что экс-глава ЮКОСа весной получил вид на жительство в Швейцарии и в настоящее время арендует дом в кантоне Санкт-Галлен на берегу Женевского озера. Там Ходорковский проживает вместе со своей семьей и состоит на учете в регистрационной службе, сказал Дятлев.

Однако его процессуальный противник был против того, чтобы судиться в Швейцарии. Игорь Лебедев сообщил, что, по его данным, Михаил Ходорковский прописан во 2-м Крестовском переулке, расположенном на территории Мещанского района столицы. Эти сведения были указаны в последнем приговоре, вынесенном Ходорковскому Хамовническим судом в декабре 2012 года. Информацию подтвердила и судья Татьяна Жолудова, которая объявила, что, согласно сведениям из инженерной службы Мещанского района, Михаил Ходорковский имеет на его территории постоянную прописку.

Она была явно настроена слушать дело до конца, и юрист Ходорковского предпринял последнюю попытку. Он предложил передать дело на рассмотрение «по последнему месту жительства олигарха» — в Ингодинский районный суд Читы. Там Ходорковский был зарегистрирован во время отбытия своего первого срока и снят с регистрационного учета в 2008 году органами УФМС. Таким образом, объявил адвокат, Чита была последним местом жительства олигарха, а вовсе на 2-й Крестовский переулок и не подмосковная деревня Жуковка, где Ходорковский арендовал до ареста дом.

Дятлев сообщил, что соответствующая отметка имеется в паспорте Ходорковского, копию которого представил суду. Но очередной тактический ход не прошел: судья решила, что место отбытия наказания нельзя считать местом жительства. В начале седьмого вечера четверга стороны, наконец, перешли к изложению аргументов.

Обвинение в коррупции

Игорь Лебедев заявил, что Ходорковский фактически обвинил ЛДПР в коррупции. По его словам, он явно имел в виду, что представители партии в органах власти голосовали за те или иные законопроекты за деньги. «Это называется коррупционное голосование. Это уже не политическая жизнь, а коррупция, — сказал адвокат. — Казалось бы, такая маленькая фраза, но из-за нее могут быть большие последствия».

Он утверждал, что из-за заявления Ходорковского, который имеет общественный вес, партия потеряла потенциальных избирателей. По мнению адвоката, книгу тиражом 10 тысяч экземпляров прочли наверняка гораздо больше людей, которые могли бы стать сторонниками ЛДПР и привнести в казну партии членские взносы.

«Просим удовлетворить иск и взыскать моральный вред в форме упущенной выгоды», — заключил Лебедев.

Не так поняли

Адвокат Ходорковского выдвинутые претензии не признал. Денис Дятлев не отрицал, что экс-глава ЮКОСа произнес оспариваемую фразу, но утверждал, что, во-первых, это была правда, а во-вторых, его, видимо не так поняли.

«Сведения о том, что партия зарабатывала на голосовании, в полной мере соответствовали действительности», — заявил юрист и объяснил почему это так. Дятлев сообщил, что согласно данным, размещенным на официальном сайте Центризбиркома, доход ЛДПР от участия в выборах в Госдуму 2011 года составил 477 млн рублей. Именно столько партия получила в 2012 году в качестве финансирования ее деятельности от государства. «Получение этих денег было следствием голосования избирателей», — сделал вывод он.

Однако Игорь Лебедев был убежден, что под фразой о «циничном» заработке партии имелась в виду плата за голосование по законопроектам.

«По другому тут никак не оценишь. Кто прочтет, сразу так поймет. Решит — зачем голосовать за такую партию, если о ней сказал так уважаемый человек, — настаивал он. — Мы просим, чтобы эта информация была опровергнута и чтобы были принесены извинения».

В ответ Денис Дятлев заявил, что партия вообще не могла обращаться в суд с иском о защите чести и достоинства, поскольку не является физическим лицом. Также она не могла защищать деловую репутацию, так как этот термин «связан с предпринимательской деятельностью».

Про шапки и деловой оборот

«Заявляя о причинении вреда деловой репутации, партия ЛДПР, наверное, считает, себя участником делового оборота. Здесь мне вспоминается моя бабушка. Она в таких случаях вспоминала горящую шапку. Единственным законным решением будет отказ в удовлетворении иска», — резюмировал юрист.

В совещательной комнате судья провела не более 10 минут. В итоге Татьяна Жолудова иск отклонила. Была оглашена лишь резолютивная часть решения.

Денис Дятлев предположил, что, скорее всего, такое решение было принято, поскольку его процессуальный противник никак не обосновал «взятую с потолка» сумму.

Присутствовавшая в зале суда пресс-секретарь Михаила Ходорковского Ольга Писпанен не могла скрыть удивления. Она назвала решение «удивительным». Впрочем, Писпанен призналась BFM.ru, что экс-глава ЮКОСа не воспринял всерьез поданный к нему иск и лишь посмеялся по этому поводу.

В свою очередь представитель ЛДПР заявил, что намерен оспорить судебный акт в апелляции.

В 2005 году Мещанский суд Москвы приговорил экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и его делового партнера, руководителя Международного финансового объединения «Менатеп» Платона Лебедева к 9 годам лишения свободы за мошенничество, причинение имущественного вреда, а также уклонение от уплаты налогов с организации и физическим лицом (ст. 147 УК РСФСР, ст. 165, 199 и 198 УК РФ). В декабре 2010 года по приговору Хамовнического суда Москвы подсудимые получили по 14 лет лишения свободы за хищения свыше 200 млн тонн нефти дочерних предприятий ЮКОСа на общую сумму в более чем 800 млрд рублей и отмывание преступных доходов (ст. 160 и 174.1 УК). После обжалования приговоров в вышестоящих судах, которые несколько раз снижали наказания и корректировали судебные акты, общий срок наказания осужденных составил 10 лет и 7 месяцев лишения свободы. После указа о помиловании президентом Ходорковский вышел на волю 20 декабря 2013 года, а Платон Лебедев — 24 января 2014 года. Последний остается в России.