Басманный суд Москвы в пятницу заключил под стражу на два месяца владельца и гендиректора одной из крупнейших строительных компаний в России — НПО «Мостовик» Олега Шишова. Следственный комитет России подозревает его в хищении почти 2 млрд рублей при строительстве «Научно-образовательного комплекса «Приморский океанариум».

Уголовное дела о хищении средств при строительстве «Приморского океанариума» было возбуждено по факту мошеннических действий (ч. 4 ст. 159 УК РФ) в Приморье 12 ноября по результатам доследственной проверки.

В ходе нее выяснилось, что из выделенных на строительство океанариума 15,5 млрд рублей 1,982 млрд были похищены. Дело передали для расследование в центральный аппарат.

Затянувшаяся стройка

Организация строительства океанариума на острове Русский во Владивостоке была поручена ФГУП «Дирекция по строительству в Дальневосточном федеральном округе, на который возложены функции заказчика-застройщика. В марте 2010 года предприятие заключило с НПО «Мостовик» договор на выполнение строительно-монтажных работ (остров Русский). Однако они до конца выполнены не были, а объект до сих пор не сдан. По данным следствия, на сегодняшний день работы выполнены на 91%. Изначально океанариум планировалось открыть еще к саммиту АТЭС в 2012 году.

Конвоированный накануне из Омска в Москву гендиректор НПО «Мостовик» выглядел уставшим. Одетый в темно- синий пиджак, джинсы и тщательно отглаженную голубую рубашку бизнесмен держал в руках воду «Шишкин лес».

Он стоял, сцепив руки, и лишь вздыхал, когда судья Наталья Мушникова зачитывала ему его права.

Следователь Рустам Габдуллин первым делом передал суду справку о том, что по состоянию здоровья задержанный может содержаться под стражей, а затем попросил приобщить протоколы допроса сотрудников «Мостовика», которые дают показания против Шишова.

Настаивая на заключении бизнесмена под стражу, он заявил, что, оставить на свободе предпринимателя нельзя: он может бежать, вступить в сговор с соучастниками и помешать расследованию.

«Шишов подозревается в тяжком преступлении, обладает значительными денежными средствами и, находясь на свободе, может скрыться», — заявил он.

Следователь отметил, что проходящие по делу свидетелями сотрудники «Мостовика» находятся от Шишова в служебной зависимости и, тот «путем подкупа, угроз или другими способами» может оказать на них давление.

Габдуллин добавил, что предприниматель имеет знакомых среди руководителей органов власти, с помощью которых может повлиять на ход следствия.

«Преступный сговор»

По данным СКР, в 2010 году Шишов вступил в преступный сговор с директором «Дирекции по строительству в Дальневосточном федеральном округе» Андреем Поплавским. Как следовало из озвученных в суде материалов, последний определил круг компаний, с которыми нужно было заключить договора на выполнение субподрядных работы и перечислять деньги. При этом глава «Мостовик» якобы знал, что фирмы не имеют производственных мощностей, то есть являются «фирмами-пустышками», которые потом ликвидировались. С помощью них и были украдены деньги.

Примечательно, что в рамках данного уголовного дела Андрею Поплавскому обвинений пока не предъявлено. Накануне Ленинский райсуд Владивостока на выездном заседании в ГКБ N1 арестовал его на два месяца в рамках другого уголовного дела — о хищении путем мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ) более 40 млн рублей, выделенных на строительство океанариума и украденных с помощью искусственного завышения объема выполненных работ.

Доводы в защиту

Выслушав доводы следствия, Олег Шишов пожелал задать следователю вопрос. Но ему не позволили. Тогда предприниматель надел очки, и, достав заранее написанный на бумаге текст, принялся объяснять, почему не приемлет выдвинутые обвинения.

По словам Шишова, Поплавский вынудил его заключить договор с субподрядными организациями, у которых «Мостовик» теперь пытается через арбитраж взыскать денежные средства. «Не мы украли, а у нас украли», — заявил руководитель строительного объединения. Он рассказал, что строительство океанариума шло с большими трудностями, проектная документация 18 раз пересматривалась, а «Дирекция по строительству в Дальневосточном федеральном округе» задерживала финансирование.

Шишов сообщил, что «Мостовик» вложил в строительство океанариума почти 2 млрд собственных средств: в 2011-2012 годах финансирование океанариума приостанавливалось и фирма была вынуждена брать кредиты, проценты по которым ей «не компенсировали».

«Государство говорит, что мы эти деньги похитили. Получается, что я сам у себя воровал», — сокрушался предприниматель.

Шишов рассказал, что в Арбитражный суд Омской области «Дирекция» подала иск к «Мостовику» о расторжении контракта на строительство Приморского океанариума, обвиняя в срыве срока сдачи объекта. Компания предъявила к «Дирекции» встречный иск, требуя установить действительную цену работ и дополнительно взыскать с заказчика еще 2 миллиарда рублей.

Бизнесмен заявил, что в деле нет никаких свидетельских показаний и о его причастности к преступлению и отверг возможность оказать давление на кого бы то ни было. Шишов напомнил, что на предприятии, которое заявило о самом банкротстве, в настоящее время введена процедура временного наблюдения.

«Какими значительными денежными средствами я обладаю? Имущество банк забрал, я был вынужден продать машину, на счетах денег нет», — недоумевал руководитель предприятия.

Назвав доводы следствия дежурными фразами, директор «Мостовика» просил оставить его на воле. «Я готов на любые методы контроля. Я всегда являлся к следователям Омской области по первому требованию. Не было ни одного случая, чтобы я нарушил режим и не появился», — сказал Шишов. В завершение он заметил, что предприятие находится в очень тяжелом состоянии и в случае ареста его работа будет парализована.

«Мы более 30 лет создавали одну из крупнейших компаний — нам доверяли строительство олимпийских объектов…», — убеждал он суд.

Шишов сообщил, что на 15 декабря назначено общее собрание кредиторов НПО «Мостовик», на котором планировалось обсудить вопрос о реструктуризации долгов. Теперь собрание кредиторов под грозой. Его адвокаты просили ходатайство следствия отклонить, поместить бизнесмена под подписку о невыезде или под домашний арест в квартире сына Шишова в Москве.

Они сообщили, что бизнесмен страдает сахарным диабетом и другими хроническими заболеваниями, в связи с чем ему нужно соблюдать определённый режим питания, диету, а также регулярно принимать лекарства. Защитники проинформировали суд, что на иждивении Шишова находятся неработающие жена и мать.

По их ходатайству судья приобщила к материалам дела характеристики заслуженного строителя России, трудовую книжку, список имеющихся у Шишова наград, а также обращение к суду трудового коллектива. Работники «Мостовика» просили суд не назначать арест, резонно замечая, что заключение главы «Мостовика» под стражу помешает наладить работу предприятия и обеспечить своевременную выплату зарплаты.

Выслушав доводы стороны, судья Наталья Мушникова удалилась в совещательную комнату на три часа. Выйдя оттуда, она удовлетворила просьбу следствия, поместив Олега Шишова в СИЗО до 13 января 2015 года.

Уже арестованный

Стоит отметить, что 60-летнему Олегу Шишову ранее уже была избрана более мягкая мера пресечения в рамках другого уголовного дела. 12 ноября Куйбышевский райсуд Омска поместил его под домашний арест. Приморские следователи инкриминируют предпринимателю хищение путем мошенничества почти 523 млн (ч. 3 ст. 159.4 УК РФ), выделенных в рамках госконтракта на строительство окружной дороги Федоровка-Александровка, неуплату налогов (ч. 2 ст. 199 УК РФ) на сумму свыше 1 млрд рублей, а также невыплату более полумиллиона рублей заработной платы (ч. 3 ст. 145.1 УК РФ) своим сотрудникам.