Басманный суд Москвы во вторник продлил до конца апреля меру пресечения трем из пяти фигурантов громкого уголовного дела о крушении в аэропорту «Внуково» частного самолета Falcon 50, в результате которого погиб глава французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери. Двое фигурантов — руководитель полетов Роман Дунаев и диспетчер-стажер Светлана Кривсун – будут дожидаться окончания следствия под домашним арестом, а ведущий инженер аэродромной службы Владимир Леденев — в СИЗО.

Интересно, что одним из аргументов Следственного комитета России в пользу сохранения ранее избранной меры пресечения стало наличие у фигурантов страничек в социальных сетях «Одноклассники» и «ВКонтакте». В СКР сочли, что через них подследственные могут давить на свидетелей.

Катастрофа в аэропорту «Внуково» произошла в ночь на 21 октября. Частный самолет Falcon 50, на борту которого находился глава французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери, собирался вылететь в Париж, но столкнулся со снегоуборочной машиной. Как выяснилось, за ее рулем находился пьяный водитель Владимир Мартыненко. В аварии погибли четыре человека, в том числе, возвращавшийся с инвестиционного форума предприниматель. В конце октября суд арестовал Владимира Мартыненко, а также авиадиспетчера Александр Круглова и ведущего инженера аэродромной службы Владимира Леденева. Еще двое фигурантов — диспетчер-стажер Светлана Кривсун и руководитель полетов Роман Дунаев были отправлены под домашний арест. Всем им предъявили обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц (ч.3 ст.263 УК РФ — до 7 лет лишения свободы). Никто из фигурантов дела вину не признал.

Поддержать 36-летнего Романа Дунаева в суд приехали несколько его коллег. Они заполнили почти половину маленького зала, в котором рассматривалось ходатайство Следственного комитета России.

Сам Дунаев настолько скромно держался, что чуть было не попал в зал. «Вы участник процесса?», — не сразу узнала в нем обвиняемого пристав и, лишь узнав, что именно ради него все и собрались, пропустила внутрь.

Следователь Юрий Горелов просил оставить Дунаева под домашним арестом до 22 апреля. Он сообщил, что в настоящее время срок следствия по делу продлен до 21 мая. Завершить расследование в ближайшее время не представляется возможным. «Следствию необходимо допросить не установленных на первоначальном этапе очевидцев происшествия, назначить комплексную авиационно-техническую и другие экспертизы, получить заключения по ранее назначенным исследования, предъявить фигурантам обвинение в окончательной редакции, составить обвинительное заключение», — отрапортовал он.

Следователь заявил, что отпускать Дунаева из-под домашнего ареста нельзя, поскольку он может скрыться или оказать давление на свидетелей.

Квартира в ипотеку

Обвиняемый и его адвокаты были в корне не согласны с данными тезисами.

«Я виновным ни себя, ни диспетчеров своей смены не считаю», — поднялся с места руководитель полетов.

Мужчина сообщил, что на его иждивении находится трое малолетних детей, неработающая жена и мать-инвалид второй группы.

«Находясь под домашним арестом, я не могу обеспечить семью необходимым — едой и одеждой», — сказал он.

Его адвокаты Игорь Чернецкий и Леонид Куракин сообщили суду, что квартира его подзащитного взята в ипотеку и Дунаев ежемесячно должен платить банку около 56 тысяч рублей. Между тем сейчас глава семейства фактически остался без работы — он хотя и не уволен, но не получает зарплату.

«По самым скромным подсчетам, за прошлый месяц на содержание семьи было потрачено 90 тысяч рублей. На счету у Дунаева в «Сбербанке» осталось 114 тысяч рублей и, когда они кончатся, он не сможет платить по кредиту, банк отберет квартиру и тогда он окажется в СИЗО», — обрисовал скорый сценарий развития событий Куракин.

Доводы следствия о том, что в случае освобождения Дунаев скроется или будет воздействовать на свидетелей, он назвал необоснованными. Примечательно, что следствие посчитало одним из возможных способов давления на свидетелей наличие у Дунаева личных страничек в социальных сетях «Одноклассники» и «ВКонтакте».

Защитники попросили отпустить обвиняемого под залог в 3 млн рублей. Деньги за Дунаева готова была внести Госкорпорация по организации воздушного движения (Госкорпорация по ОрВД), работником которой он является. Она же обещала в случае освобождения обвиняемого обеспечить его работой, не связанной с организацией воздушного движения.

За мужчину также ручался трудовой коллектив, территориальный профсоюз диспетчеров, Общероссийский профсоюз авиаработников и заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов.

Судья Наталья Мушникова выяснила, что у подсудимого нет ни братьев, ни сестер, которые могли бы помочь ему материально. Но, пробыв в совещательной комнате около часа, она ходатайство защиты отклонила, и оставила Дунаева под домашним арестом до 22 апреля.

Слушание без обвиняемой

С рассмотрением вопроса о домашнем аресте диспетчеру-стажеру Светлане Кривсун вышла заминка. Выяснилось, что 23-летняя девушка из-за пережитого стресса недавно потеряла ребенка, и врачи не рекомендовали ей ехать в суд, предписав постельный режим.

Однако судью эти формулировки медиков не устроили. Она не решалась проводить слушание без обвиняемой.

«Здесь указано, что в течение трех дней ей рекомендован постельный режим. По моему разумению, если человек не может участвовать в заседании, то в справке так и должно быть написано. Может вы, товарищ следователь, тоже должны находиться на постельном режиме, а вы пришли в суд», — заметила Наталья Мушникова.

Она объявила 10-минутный перерыв. Но и после него все участники сошлись во мнении, что лучше девушку не заставлять вставать с постели.

Защитники Кривсун Сергей Исаев и Татьяна Черлакова просили отпустить их подзащитную под подписку о невыезде или под залог, размер которого оставили на усмотрение суда. Деньги снова готова была выделить Госкорпорация по ОрВД. Адвокаты настаивали ,что обстоятельства, которые учитывались при избрании Кривсун меры пресечения, теперь изменились.

Сергей Исаев сообщил, что на первом заседании суда задержанная еще не знала, что беременна и несвоевременное обращение к врачу в итоге привело к плачевному результату. Теперь Светлане предстоит приходить в себя как морально, так и физически и лучше это делать на свободе. «Она же не просто руку или ногу сломала», — поддержала коллегу Татьяна Черлакова.

Юрист заметила, что личную страничку «ВКонтакте», с помощью которых обвиняемая, якобы может давить на свидетелей, Кривсун сразу же удалила. К тем же, что продолжают действовать, она не имеет никакого отношения.

Но и в этот раз судья встала на сторону СКР, отказав в обсуждении фигурантки и оставив ее под домашним арестом до 23 апреля.

Суд не отпустил патриота

Продление срока содержания под стражей ведущему инженеру аэродромной службы аэропорта Внуково Владимиру Леденеву прошло по похожему сценарию. Тот заявил, что снегоуборщик Владимир Мартыненко выехал на взлетную полосу без спроса. «Я предпринял все возможности, чтобы его найти (с водителем снегоуборочной машины была потеряна связь), но не успел», — сокрушался обвиняемый.

50-летний Леденев заверил, что «он, как патриот страны, не намерен скрываться от следствия». «Я готов ответить перед законом, если меня признают виновным», — сказал он.

Его адвокат также просил отпустить Леденева на свободу под подписку или залог. Но Наталья Мушникова снова встала на сторону следствия. Леденев остался в СИЗО до 22 апреля.

Ожидается, что в среду Басманный суд рассмотрит ходатайство о продлении срока нахождения в СИЗО Владимиру Мартыненко и авиадиспетчеру Александру Круглову. По всей видимости, сюрпризов ждать не стоит.