Главы МИД ЕС соберутся 29 января на чрезвычайное заседание по событиям на Украине. А в понедельник состоится спецзаседание постоянного совета ОБСЕ — также по ситуации в соседней республике. Накануне Барак Обама не исключил очередных антироссийских санкций.

США не хотят войны с Россией, но готовы вводить новые санкции. Джо Байден и Петр Порошенко в телефонном разговоре также пришли к согласию, что меры давления надо усиливать.

Глава европейской дипломатии Федерика Могерини заявила, что отношения Москвы и ЕС могут серьезно ухудшиться. Генсек ООН Пан Ги Мун назвал обстрел Мариуполя нарушением международного гуманитарного права. Сергей Лавров поговорил по телефону с Джоном Керри. Разговор состоялся по инициативе американской стороны. Версия Москвы — к ужесточению конфликта привели обстрелы со стороны украинской армии. И Москва, и Вашингтон за то, чтобы прекратить огонь и отвести технику. Но каждый должен повлиять.

Далее следует разговор с Могерини. В принципе о том, же — повлияйте на Киев. Путин предлагал мирный план — он был отвергнут. И вот теперь обстановка буквально взорвалась. И еще Киев должен говорить с непризнанными республиками, а он от диалога уклоняется. Позиция ДНР — отодвинуть линию фронта, чтобы избежать обстрелов. Сначала Захарченко говорит о наступлении на Мариуполь, потом корректирует позицию — город брать не будем. Это связали с неким давлением со стороны Москвы. Какие санкции могут ввести, пока не понятно. Самая обсуждаемая тема — отключение от платежной системы SWIFT. В целом, у Запада осталось не так много мер, чтобы самим не пострадать. Комментирует политолог Константин Симонов.

Константин Симоновроссийский политолог«США и ЕС применили практически все возможные санкции. Если придумывать что-то новое, то эти санкции уже без всяких шуток могут поставить нас на грань войны. И когда, скажем, Костин говорит, что отключение от SWIFT будет приравнено к началу военных действий, можно, конечно, воспринимать это как некую страшилку, но в чем-то он недалек от истины».

Позиция Порошенко — Киев готов отводить технику и прекратить огонь. Но главный вопрос — от какой линии противостояния. Украина настаивает на выполнении минского протокола от сентября прошлого года, где, в частности, донецкий аэропорт был украинским. ДНР и ЛНР — за то, чтобы исходить из фактического месторасположения сторон. То есть, зафиксировать свои военные победы. Россия говорит: какая разница — ведь эта территория отойдет к Украине, с этим же никто не спорит. Но видимо в Киеве сомневаются. При том, что минские соглашения не выполняли ни те, ни другие. Говорит украинский политолог Андрей Томский.

Андрей Томскийукраинский политолог«Говорить о том, что мирное решение будет достигнуто в ближайшее время, к сожалению, я сейчас не могу. Теоретически это возможно, но для этого нужно сделать очень большое усилие руководителям Украины и России и представителям сепаратистов. Сесть, действительно, за тот круглый стол, который принесет какое-то правильное разрешение. Как сделал один из президентов Украины Кучма — он просто запер парламент и сказал, что оттуда никто не выйдет, пока решение не будет принято».

Мариуполь — важный стратегический узел, ключ к Донбассу. Это красная черта. Если его возьмет армия ДНР — санкций не избежать точно. Ополчение уже подходило к городу в период прошлого обострения. И тогда удалось остановиться. Более того, если повторится обстрел неизвестно чьей артиллерией мирных кварталов — это также не будет способствовать разрядке напряженности. Срок, чтобы прекратить огонь, в принципе, похоже установлен. Это нужно сделать до 29 января. К заседанию глав МИД ЕС. Шансов, конечно, мало — но все-таки. Уже то хорошо, что стороны говорят по телефону.