ВЫСТАВКИ

Импрессионисты на Artplay

В Москве открылась масштабная выставка импрессионистов. Моне, Ренуара, Сезанна и Дега представят в мультимедийном формате. В прошлом году на подобную выставку Ван Гога на Artplay выстраивались огромные очереди.

Выставка «Великие модернисты. Революция в искусстве». Фото: Информационное партнерство Бедуш & Маренникова

Технологически это тот же самый проект, что и в прошлом году. Но если в случае Ван Гога зрителю рассказывали историю жизни и творчества конкретного человека, то на этой выставке в фокусе — целое направление в искусстве. Драматургии тут, соответственно, не много: по большому счету это шоу под музыку.

Анна Поповажурналист«Это две части большого проекта. Первая часть — это «От Моне до Сезанна», которая посвящена французским импрессионистам. Вторая — это «Великие модернисты. Революция в искусстве». Зрители фактически попадают внутрь полотен великих живописцев. Это довольно интересный опыт, когда ты оказываешься внутри любимого произведения искусства. Все это происходит под музыку. Просмотр сопровождается сочинениями Дебюсси, Равеля, Чайковского».

Выставка «От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты». Фото: Информационное партнерство Бедуш&Маренникова

Программное обеспечение и техника — от австралийской компании Grand Exhibition, которая владеет правами на проект. Его стоимость эксперты оценивают в 1,5-2 млн долларов. По эксклюзивному контракту они предоставляют контент: российский прокатчик компания iVision платит роялти, но подробности не разглашает. Разрешения на изображения шедевров запрашивать не нужно, разве что когда дело доходит до HD.

Олег Марининуправляющий партнер компании iVision«Конкретные изображения в хорошем качестве часто принадлежат тем или иным музеям. В этом случае надо покупать у музеев именно оцифрованные изображения картин. Сколько это стоило, я не могу сказать, просто не знаю, мы же не создатели. Мы владеем только той частью, которая касается организации самой выставки. Реклама, аренда, продвижение, оперативная работа и так далее».

Для новой выставки на крыше третьего строения Artplay построили отдельный павильон. Формат более чем популярен: в прошлом году на Ван Гога пришли более 150 тысяч человек, еще четверть миллиона в Петербурге и Нижнем Новгороде. На следующей неделе на «Красном Октябре» открывается похожий проект — только с маринистами.

Выставка на Artplay работает до 31 мая.

Билеты 300-550 рублей.


«Грамматика свободы» в «Гараже»

В центре современной культуры открылась выставка художников из стран бывшего соцлагеря. Экспозиция сделана вместе с музеем современного искусства в Любляне. В столицу приехали работы более шести десятков авторов.

Посетитель у инсталляции Франца Пурга и Сары Хайтлингер «Привилегированная тактика» на выставке «Грамматика свободы/Пять уроков. Работы из коллекции Arteast 2000+» в музее «Гараж». Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

«Двадцать способов получить яблоко, слушая музыку Моцарта» дуэта Кабаковых, инсталляции Абрамович, Андрей Монастырский и группа «Что делать». Есть художники из Грузии и Казахстана. В основном фото и видео — в соцлагере было не до живописи.

Антон Беловдиректор центра современной культуры «Гараж»«Выставка сама крайне интересна, потому что коллекция составляет искусство, начиная с 60-х годов, когда появилось современное искусство и понятие «кураторство». Многие художники даже в самых закрытых режимах и странах начали творить, и видно вот это и есть проявляющаяся свобода. Допустим, первый зал экспозиции, посвященный «телу». Художники взаимодействуют: единственное, что у них есть свободное, это их тело, никто на него не претендует. Многие работы даже сделаны в рамках, условно, своей квартиры, своего помещения, видео какие-то записаны. Или это проявляется в письмах, как Юрий Альберт переписал все письма Ван Гога своему брату Тео, только подписывался «твой брат Юра». И он переписал все-все письма, их, по-моему, больше двухсот».

В основу выставки, которую привезли в «Гараж» из Словении, лежит коллекция Arteast 2000+. Музей современного искусства в Любляне начал собирать ее после распада Югославии — сейчас у них крупнейшая в мире подборка из бывшего соцлагеря.

В Москве ее можно увидеть до 19 апреля.

ТЕАТР

Сцена из оперы «Так поступают все женщины, или школа Влюбленных». Гульельмо — Александр Миминошвили, Феррандо — Юрий Городецкий. Фото: Дамира Юсупова/Большой театр

В пятницу и в субботу в семь вечера в главном театре страны показывают оперу, которая в этом году номинируется на «Золотую маску». «Так поступают все женщины, или школа Влюбленных».

Юлия Бедроваглава экспертного совета премии «Золотая маска» текущего сезона«На сцене, в основном, молодые солисты Большого театра — те, кто вырос во времена перемен. В молодежной программе Большого театра мы не номинировали конкретно исполнителей мужских или женских партий, а выдвигали ансамбль (потому что это ансамблевая опера), и ансамбль, можно сказать, — совершенно выдающийся. Такого (по музыкальному качеству) Моцарта в Москве сейчас нет больше нигде».

У наших театров сложные отношения с Моцартом: считается, что в России он всегда получается тяжеловесным. На сей раз ставку сделали на стажерскую программу Большого под руководством Дмитрия Вдовина, и молодые голоса отлично вписались.

Лейла Гучмазоватеатральный критик«Моцарт автоматически вписывает певца без особого опыта в серьезный контекст. Насколько это получилось удачно, мнения разошлись. Кто-то говорит, что это очень удачно, кто-то говорит, что это неплохо. Как это прозвучит на «Золотой маске» после прекрасного Моцарта пермского театра? Будет видно. Как раз и посмотрим».

Европейская постановка «Так поступают все женщины» по версии Большого — наследие традиционной оперы. На «Золотой маске» в этом году весь сезон очень традиционалистский. Итоги подведут уже в апреле.

Билеты в кассе Большого театра от 200 до 1 500 рублей.

В пятницу и субботу начало в 19:00, в воскресенье — в 18:00.


В качестве оригинального свидания с подтекстом в День всех влюбленных подойдет поход на оперу «Синяя борода»

Сцена из оперы «Иоланта». Фото: Арт-объединение CoolConnections

В московских кинотеатрах продолжаются трансляции спектаклей нового сезона Метрополитан-опера. Четырнадцатого числа показывают «Иоланту» Чайковского, объединенную с «Замком» венгерского композитора Белы Бартока. Одноактные пьесы в одну постановку скомпилировал худрук Польской национальной оперы Мариуш Трелиньский. Несмотря на разные декорации и разный состав исполнителей и то, и другое — история о любви. Получилось действо длиной в четыре часа. В «Иоланте» поет Анна Нетребко (впервые эту партию она исполнила сравнительно недавно, около трех лет назад, в Мариинском). За дирижерским пультом — маэстро Гергиев.

Татьяна Беловакритик CoolConnections«Иоланта» Чайковского, которую для части российской публики довольно-таки привычно воспринимать как детскую сказочку с красивыми картинками, — на самом деле в прочтении Мариуша Трелиньского оказывается символистской драмой. Валерий Гергиев очень точно умеет почувствовать не слащавую природу музыки Чайковского, а ее напряженный нерв, объединит чисто музыкально, стилистически «Иоланту» с экспрессионистской оперой Бартока «Синяя борода». И это должно быть очень любопытно именно с т.з. музыкального прочтения.

Начало 14 февраля в 20:30, самые скромные билеты обойдутся в 900 рублей.


В театре EtCetera— «Борис Годунов» в постановке знаменитого режиссера Петера Штайна

Предпремьерный показ спектакля Петера Штайна «Борис Годунов» в театре Et Cetera. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Петер Штайн — консерватор. Первоисточник он любит не трактовать, а изучать: во главе угла по Штайну должен быть авторский замысел, так что спектакли у него филологического свойства. Однако «Борис Годунов» и безо всякой трактовки предельно актуален.

Марина Тимашеватеатральный критик«Бориса Годунова» несколько лет назад показал в кино Владимир Мирзоев — там заглавную роль играл Максим Суханов. В прошлом сезоне «Бориса Годунова» выпустил театр Ленком, там спектакль поставил Богомолов, в главной роли — Александр Збруев. Петер Штайн меньше, чем оба наших режиссера, склонен к прямой политической параллели».

Штайн давно и долго изучал систему Станиславского, знаком с системой Мейерхольда и относится к русским традициям с немецкой педантичностью. Никаких сценических эффектов и романтического пафоса: в спектакле занята вся труппа. В главной роли — Владимир Симонов из Вахтангова.

13 и 14 февраля начало в 19:00.

КИНО

В прокат выходит «Kingsman: Секретная служба» — фильм, который может потеснить бондиану

Британский актер Колин Ферт в фильме «Kingsman: Секретная служба». Фото: PR Агентство «Sarafan»

Мечта тех, кто любил Бонда времен Шона Коннери. Современное кино, которое обыгрывает и даже высмеивает штампы историй про шпионов, но никогда не скатывается в пародию. В центре сюжета куда более секретная, чем МИ-6 служба, которая маскируется под пошивочную. Долгие годы ходили разговоры о том, что Колина Ферта рассматривают на роль Джеймса Бонда. И вот он играет другого блистательного шпиона.

Евгений Уховкинокритик«Это очень интересное преображение, учитывая то, что он тоже довольно долго был привязан к франшизе о Бриджит Джонс, и очень долго откладывал свое соглашение насчет третьей части. Оказалось, что в пользу, вот, такого, совершенно противоположного персонажа. Это невероятный, действительно, у него герой получился, который совершенно неожиданно преображает и актера, и взгляд, вообще, на шпионов».

Режиссер Мэтью Вон в свое время был отвергнут продюсерами бондианы: владельцы франшизы, клан Брокколи, сделали выбор в пользу других постановщиков. Теперь Вон делает собственный вариант: энергичнее, быстрее, веселее.

Геннадий Устиянкинокритик«Мэттью Вон, который снял этот фильм, его в свое время студия MGM приглашала ставить то ли «Казино Рояль», то ли один из более поздних проектов. В итоге продюсеры Брокколи его не утвердили. Он таким образом как бы отомстил им: снял более бондовский фильм, чем сам нынешний режиссер бондианы Сэм Мендэс. Он делает сейчас из Бонда такого очень скучного серьезного человека, который хочет вернуться домой к корням и ищет себя. В «Kingsman» все дико легко. Это тоже британская тема, это все про то, как нужно одеваться — очень элегантный фильм и очень веселый. Я бы предпочел, чтобы Бонд был именно таким».