Мосгорсуд во вторник признал законным приговор, вынесенный оппозиционеру Алексею Навальному и его младшему брату Олегу по так называемому «делу «Ив Роше» — о хищениях на сумму свыше 26,7 млн рублей у «дочки» французской косметической фирмы Yves Rocher, а также почти 4, 5 млн рублей у «Многопрофильной процессинговой компании».

По решению Замоскворецкого суда Москвы, младший брат политика проведет в колонии 3,5 года, а его старший брат будет отбывать такой же, но условный срок. Суд второй инстанции подверг судебный акт лишь незначительной корректировке, убрав штраф в 500 тысяч рублей, назначенный Алексею Навальному районным судом. С Олега Навального такой же штраф не снят.

Перед рассмотрением апелляционных жалоб в Мосгорсуде были приняты повышенные меры безопасности: всех входящих в здание тщательно досматривали, а на этажах дежурили дополнительные наряды приставов. Впрочем, сочувствующих осужденным было немного. Поддержать их пришли около полусотни сторонников. Многие в зал не попали.

Находящийся под домашним арестом оппозиционер приехал в суд своим ходом. Его младший брат участвовал в слушании посредством телеконференцсвязи, установленной между судом и Бутырским СИЗО. Оба предстали перед собравшимися с бородами.

Тюремный ликбез

Не видевший брата полтора месяца Алексей принялся расспрашивать «сидельца» об условиях нахождения в изоляторе. «А у вас в камере «дорога есть?», — спрашивал Навальный-старший про наличие внутренней, неформальной почты между арестованными.

«Я не знаю, о чем ты говоришь. У нас правила внутреннего распорядка. Я их соблюдаю и призываю всех соблюдать, — отвечал Олег. — Кстати, персонал здесь по большей части адекватный», — продолжил он и почему-то добавил, что в СИЗО арестанты пьют вовсе не чифирь, а «прекрасную настойку из смеси чая и бергамотного сока». «Всем рекомендую», — сказал он.

На отмене приговора Замоскворецкого суда Москвы настаивала как защита, так и обвинение. Адвокаты просили отменить судебный акт и оправдать братьев Навальных, а прокуратура — ужесточить наказание.

Приговор

30 декабря прошлого года Замоскворецкий суд Москвы приговорил каждого из братьев к 3,5 годам лишения свободы со штрафом в 500 тысяч рублей. Алексею Навальному был назначен условный, а его младшему брату — реальный срок. Олега Навального взяли под стражу в зале суда.

Первоначально обоим вменялось в вину мошенничество в особо крупном размере (статья 159 УК РФ) и легализация похищенных средств (статья. 174.1 УК РФ). Однако судья Елена Коробченко переквалифицировала один из пунктов обвинения на более мягкую статью — «Мошенничество, совершенное в сфере предпринимательской деятельности» (статья 159.4 УК РФ).

Потерпевшими от действий подсудимых были признаны двое: «дочка» французской компании Yves Rocher, «Ив Роше Восток», а также «Многопрофильная процессинговая компания». Суд счел, что их продукцию фирма Навальных — «Главное подписное агентство » — возила из Ярославля в Москву по завышенным тарифам. У ГПА не было собственного парка автомобилей, и она наняла подрядчиков. Разницу братья забирали себе. Суд счел это хищением. Он пришел к выводу, что братья Навальные в 2008-2011 годах украли 26,7 млн рублей у «Ив Роше Восток», а также почти 4,5 млн рублей у «Многопрофильной процессинговой компании». Судья удовлетворила иск МПК и взыскала с подсудимых 4 млн 498 тысяч рублей.

«Классическое мошенничество»

Выступая в Мосгорсуде, прокурор Надежда Игнатова заявила, что не согласна с переквалификацией действий подсудимых. «Навальными было совершено классическое мошенничество, а не мошенничество в сфере предпринимательской деятельности», — сказала она.

По ее мнению, ГПА создавалось не с целью ведения предпринимательской деятельности, а «с целью обмана, совершения хищений». При этом действия подсудимых «были равнозначны», а потому обоим стоит назначить реальный срок. Для Олега Навального она запросила 8 лет колонии, а для Алексея — 10 лет заключения.

Более суровое наказание для оппозиционера объясняется тем, что прокуратура просила частично присоединить к приговору по делу «Ив Роше» 5-летний условный срок, назначенный политику в 2013 году по так называемому «делу Кировлеса».

Срок без доказательств

В свою очередь, адвокаты осужденных говорили о незаконности приговора Замоскворецкого суда. Они утверждали, что доказательств вины подсудимых, обмана и причинения ими кому-либо ущерба представлено не было, а суд допустил множество нарушений уголовно-процессуального закона.

«Применить такую квалификацию как мошенничество было бы абсурдно», — заявил адвокат Олега Навального Кирилл Полозов. Юрист отметил, что в ходе разбирательства суд не допросил и не способствовал приводу на процесс ключевых свидетелей обвинения, таких как бывший глава компании «Ив Роше Восток» Бруно Лепру, в свое время подавший заявление о возбуждении дела.

Защита ходатайствовала о повторном вызове бывшего руководителя фирмы в суд, однако Мосгорсуд эту просьбу отклонил, сославшись на то, что его показания уже озвучивались в основном процессе.

Адвокат Алексея Навального Ольга Михайлова утверждала, что «в приговоре 30% доказательств были скопированы из обвинительного заключения, но при этом они не были исследованы в ходе судебного процесса».

Она сделала упор на том, что судья незаконно огласила лишь вводную и резолютивную часть приговора. Юрист отметила, что по закону, судебный акт можно не зачитывать полностью, но только если речь идет о преступлениях в сфере экономики. Статья же, по которой братья были осуждены («Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности») отнесена к преступлениям против собственности.

Михайлова настаивала, что судья незаконно оставила Алексея Навального под домашним арестом для рассмотрения дела в апелляции, а суд не принял жалобу на меру пресечения, несмотря на то, что уже был создан прецедент. Дело в том, что летом 2013 года Кировский областной суд по ходатайству прокуратуры освободил Алексея Навального под подписку о невыезде до вступления в силу приговора по делу «Кировлеса».

«Прошу удовлетворить нашу жалобу, приговор отменить и оправдать Навальных», — обратилась Михайлова к судебной коллегии.

«Покажите, что в жизни есть какой-то позитивчик»

Алексей Навальный был краток. «Тут распинаться нечего. Я прошу приговор отменить и признать нас невиновными», — сказал он. Навальный-старший потребовал немедленного освобождения своего брата. «Он был взят в заложники, чтобы я остановил свою политическую деятельность. Никакой другой причины тут нет», — сказал политик.

Его брат Олег не стеснялся в выражениях. Олег Навальный назвал приговор «актом глумления над правосудием, в котором суд играет роль секретаря Следственного комитета, а прокуроры выступают в роли статистов». По мнению осужденного, из 233 страниц приговора судья не написала и десятой части. «Все, что было написано судьей, это 11 страниц, все остальное — взятое под копирку обвинительное заключение. Тогда непонятно, для чего мы полгода судились», — заметил он.

Навальный-младший сказал, что присоединяется к требованиям брата. Он признался, что за полтора месяца в СИЗО ему там «порядком надоело». «Самое веселое, что сделал тут, это сделал самодельные шахматы и сегодня поймал голубя. Я вас уверяю, что могу гораздо больше сделать полезного для страны», — обратился он к судьям.

Олег призвал служителей Фемиды показать, что в России существует справедливый суд. «Вы все равно войдете в историю, покажите, что в жизни есть какой-то позитивчик», — попросил он.

Стоит отметить, что слушание в апелляции проходило в отсутствие представителей потерпевших — им направили повестки, но они в суд не пришли.

В совещательной комнате тройка судей провела почти час. Братья Навальные не сразу поняли решение. Алексей Навальный, узнав, что судьи убрали только штраф, и только ему, сильно расстроился. Он и его адвокаты заявили, что не намерены сдаваться. Они сообщили, что планируют добиваться отмены приговора в вышестоящих судебных инстанциях, включая Европейский суд по правам человека. Там, по словам Ольги Михайловой, уже находится одна из жалоб по делу «Ив Роше», и ей придан приоритет.