В Москве заменят все бордюры на дорогах — впервые за последние 20 лет. Об этом объявил заммэра Москвы по вопросам ЖКХ Петр Бирюков. Все бордюры заменят за три ближайших года. Причем в центр города Бирюков пообещал вернуть гранит, как было ранее, а за пределами Садового кольца поставить бетонные бордюры, но новые.

По словам Бирюкова, даже отремонтированные дороги и тротуары в Москве имеют довольно непрезентабельный вид, поскольку около 20 лет масштабные работы по замене бордюров не проводились. На самом деле бордюры меняли как минимум два года назад, а еще раньше убирали как раз гранитные, рассказал Business FM бывший глава управы Пресненского района Александр Краснов.

Александр Красновглава управы Пресненского района«Всегда, когда ставится вопрос о замене бордюрного камня, это означает большую жульку, потому как при любом ремонте двора, даже самого обычного, самого маленького московского, первым делом пытаются подрядчики заложить в стоимость замену бордюрного камня. С точки зрения экономической, это очень дорогая работа, поэтому она хорошо оплачивается и очень трудно контролируется, поэтому она и представляется наиболее выгодным на небосклоне московских заказов. Длительное время бордюрные камни, которые абсолютно были цельные и нормальные из гранита, то есть очень прочные, они вытаскивались, и была двойная выгода у коммунальщиков: они эти бордюрные камни оттаскивали на кладбище и там продавали их мастерским, которые изготавливают памятники могильные. Сейчас это не просто масштабные работы по деньгам, это масштабные работы по трудозатратам, это масштабные работы по времени, и длительное время дороги будут раскурочены, и образуются дополнительные пробки и проблемы для движения, чтобы коммунальные службы получили легальную возможность наполнить свои карманы абсолютно ненужным никому заказом, очень дорогим и объемным по своей величине, и можно его выполнять летом, зимой, ломать дорогу под благовидным предлогом — мы меняем бордюрный камень».

Работы по замене бордюров слишком дорогостоящие и абсолютно излишние для города, особенно учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, считает архитектор-градостроитель, урбанист Илья Заливухин.

Илья Заливухинархитектор«Конечно, ремонт бордюров делать нужно там, где они либо покосились, либо какие-то у них действительно есть проблемы. Если говорить про какую-то комплексную программу, то мне бы казалось более необходимой комплексная программа по озеленению наших проспектов и улиц. Где-то нужны дополнительные пешеходные перекрестки, пешеходные переходы, где-то светофоры поставить, а бордюры — заменить одни бордюры бетонные на гранитные. Это очень дорогостоящие работы, потому что гранитные бордюры стоят очень дорого. Это будет какая-нибудь одна компания и одна какая-нибудь программа для этой компании. На эти деньги можно было купить и оборудование в поликлиники, и посадить деревья, и сделать дополнительные светофоры там, где случаются аварийные ситуации, где люди перебегают улицы. Можно было найти им другое применение».

Рынок бордюрного камня до кризиса рос на 15-20% в год. Москва — основной потребитель этой продукции. В год городские власти покупали 5 тысяч километров бордюров при цене примерно 450 рублей за 1 метр. В 2012 году на дорожные работы в столице власти выделяли 100 млрд рублей, но тогда речь шла о частичной замене. На новую программу выделят не меньше, учитывая масштаб, говорит гендиректор компании «Дорстрой-СК» Алексей Смирнов.

Алексей Смирновгендиректор компании «Дорстрой-СК»«Работы стоят сотни миллионов, и в качестве замены, я считаю, надо заменить московское правительство, которое занимается воровством бюджетных денег. Бордюрные камни, которые стоят в Москве, поставлены еще при советской власти, они переживут и Собянина, и тех, кто сейчас у руля. Их трогать не надо. У кого-то просто, видать, заинтересованность протулить свой товар, который он выпускает, чтобы поставить и заработать на этом деньги за счет бюджета, вот и все. А сейчас в бюджете и так денег нет. За чей только счет этот банкет, мне интересно. Опять налоги повысят? В центре гранитные борта стоят везде нормальные, но они хотят выпустить свое и продать за большие деньги. Я понимаю, конечно, это бизнес. А вы не знаете, кто вообще занимается производством этим? По слухам, этим занимается жена Собянина. Она и плитку выпускала. Причем, когда всех заставили класть плитку, заставили покупать только на ее заводе, плитка была очень плохого качества, и многие люди потом деньги не получили за свою работу, потому что плитка развалилась».

Кроме того, Петр Бирюков сообщил о ремонте в Москве около 12,5 млн квадратных метров асфальтового покрытия дорог. Работы будут проходить в основном по ночам с 22:00 до 04:00, а закончатся ориентировочно к 1 октября. Заммэра призвал автомобилистов и горожан отнестись к ситуации с пониманием.