В зал суда 54-летнего фигуранта громкого уголовного дела завели в начале восьмого вечера, когда суд официально закрыл двери для посетителей. Высокий мужчина в сине-сером костюме выглядел помятым. С него уже успели снять галстук и вынуть из ботинок шнурки. У клетки дежурили бойцы спецназа в вязаных шапках-масках.

Некоторое время ушло на установление личности обвиняемого. «По материалам дела вы — депутат!», — удивился судья Артур Карпов. «Председатель Законодательной краевой Думы не может не быть депутатом, — пояснил Чудов. — Я депутат от Комсомольска-на-Амуре». Подследственный рассказал, что сам он прописан в Хабаровске, но также имеет квартиру в Москве — тут проживает его семья: жена и семилетняя дочь.

Когда пришло время выяснять наличие хронических заболеваний, оказалось, что их море. У Чудова установлены кардиостенты, уже как 20 лет диагностирована язва желудка, кроме того, он перенес операцию по удалению межпозвонковой грыжи. Из представленных в суд медицинских документов следовало, что обвиняемый страдает ишемической болезнью сердца, артериальной гипертензией, хроническим панкреатитом и хроническим склерозом.

Картину тотальных проблем со здоровьем дополнил защитник задержанного Евгений Скрипилев. Он передал суду справку из Центра сосудистой хирургии имени Бакулева, в котором 8 июня его клиент прошел обследование. Там Чудову рекомендовали лечь в больницу, однако чиновник отказался.

Преступная схема

Глава Хабаровской краевой Думы Виктор Чудов был задержан после допроса в Следственном комитете России. Ему инкриминировали причастность к хищению более 105 миллионов рублей, выделенных ФГУП «Дальспецстрой», генподрядчику космодрома «Восточный» в Амурской области.

По версии обвинения, преступления были совершены в 2006-2009 годах в составе организованной группы, в которую помимо Виктора Чудова входили тогдашний начальник «Дальспецстроя» Юрий Хризман и его сын Михаил. Преступную схему, как установил Следственный комитет, придумал глава подрядной организации. В соответствии с ней, цемент, трубы, металлопродукция и автомобильные шины для нужд «Дальспецстроя» закупались по существенно завышенным ценам через подконтрольные Виктору Чудову и Михаилу Хризману коммерческие организации ООО «Проминвест», ООО «ЮМИКС», ООО «Паритет-Поставка» и ООО «РК-Пром». Причем закупка товара через них шла только на бумаге, на деле продукция закупалась и отправлялась на склады «Дальспецстроя» и его филиалов напрямую у поставщиков. Счета же коммерческих фирм использовались для транзита денежных средств. Разница в цене оседала в карманах фигурантов.

Стоит отметить, что генерал-лейтенант Юрий Хризман (он был снял с должности руководителя ФГУП в 2013 году после того, как выяснилось, что строительство космодрома значительно отстает от планов) и главный бухгалтер «Дальспецстроя» Владимир Ашихмин находятся под стражей с ноября прошлого года в рамках дела о хищении 1,8 миллиарда бюджетных средств, выделенных на строительство «Восточного». 2 июня этого года в СИЗО оказался и Михаил Хризман. В настоящее время два уголовных дела объединены в одно производство.

После допроса в СКР Виктору Чудову предъявили обвинение по части 4-й статьи 160 УК РФ («присвоение или растрата денежных средств, совершенных организованной группой в особо крупном размере»). Вину он не признал. С ходатайством о его аресте в суд пришел следователь по особо важным делам при председателе Следственного комитета России Александре Бастрыкине, генерал юстиции Сергей Голкин. Несмотря на большое количество прозвучавших диагнозов, он заявил, что данных о невозможности содержания обвиняемого под стражей не имеется. Голкин убеждал суд, что оставлять на свободе Чудова нельзя: он может скрыться или помешать расследованию. «Учитывая его должностной статус, он может угрожать свидетелям и другим участникам уголовного судопроизводства, которые его изобличают, а также принять меры к уничтожению или фальсификации доказательств, — сказал сыщик.

Прокуратура была против

Примечательно, что Генпрокуратура, которая обычно действует в тандеме со Следственным комитетом, на этот раз не поддержала просьбу следствия об аресте.

Прокурор Дмитрий Лютов задал обвиняемому несколько вопросов, после чего заявил, что инкриминируемое ему преступление относится к сфере предпринимательской деятельности, а по таким рода делам арест запрещен. «Чудову может быть избрана иная мера пресечения, не связанная с изоляцией от общества», — высказал он свое мнение.

В ответ следователь заявил, что речь не идет о преступлении в сфере предпринимательства. Голкин пояснил, что ФГУП «Дальспецстрой», у которого были похищены деньги, является не коммерческой организацией, а «воинским формированием», все его имущество принадлежит государству, а все работы он ведет в интересах безопасности страны.

В свою очередь, Адвокат Чудова назвал аргументы следствия голословными и просил отпустить его подзащитного под залог в 2 миллиона рублей. Евгений Скрипилев настаивал, что пребывание в изоляторе может угрожать жизни его клиента, так как тот нуждается в постоянном приеме медикаментов. «У Чудова с собой пакетик с лекарствами. Он по 4 таблетки в день принимает. В СИЗО он будет этого лишен, потому что туда просто так невозможно передать лекарства без экспертизы», — убеждал суд защитник.

Но следователь назвал такую меру пресечения, как залог, «неприемлемой». Он сообщил, что у Чудова имеются родственники в Белоруссии, «у которых он может скрыться».

Сам обвиняемый был согласен и на домашний арест. Чудов заявил, что совершенно не согласен с выдвинутым против него обвинением, которое он нашел противоречивым и неубедительным.

Недочеты обвинения

«Как могут быть членами организованной группы люди, которые живут на разных концах страны — в Хабаровске и в Москве, с которыми я месяцами не общался?!» — вопрошал Чудов. Парламентарий предложил изучить его телефонные разговоры и убедиться, что он уже полгода не звонил Михаилу Хризману и не встречался с ним. Чиновник обратил внимание суда на то, что ему вменяются хищения в 2006-2009 годах, хотя строительство космодрома началось только в 2012 году. «Каким образом было совершено хищение, я не знаю», — разводил он руками.

Однако, пожалуй, главным недочетом следствия Чудов назвал вменяемую сумму хищений. По мнению чиновника, при ее расчете Следственный комитет не учел дополнительные расходы по контрактам, а также то, что часть работ оплачивалась векселями стоимостью 100 млн рублей, которые следствие даже не упомянуло.

При этом чиновник не отрицал, что одно время был учредителем и руководителем одной из фирм-поставщиков «Дальспецстроя» — ООО «Проминвест». «Фирма работала несколько лет, прошла камеральную проверку, прежде, чем была ликвидирована. Как мне докладывали, никаких замечаний к ней не было», — объяснял он. Чудов сообщил, что он уже несколько лет назад завязал с коммерцией и полностью посвятил себя законотворчеству.

Тем не менее, пробыв в совещательной комнате около получаса, судья Артур Карпов согласился с доводами следствия и поместил Виктора Чудова под стражу до 30 июля. Покидая суд, Евгений Скрипилев заявил, что намерен обжаловать решение об аресте в Мосгорсуде. Комментируя предъявленное его клиенту обвинение, адвокат указал, что Чудов не может являться субъектом такой статьи как «растрата»: она обычно вменяется должностным лицам. «Чудов же не обладал полномочиями должностного лица, в распоряжении которого находились бюджетные средства», — сказал BFM.ru защитник.