Сотрудникам ФСБ законодательно пропишут, «в каких случаях и как применять оружие». Сейчас в законе о Федеральной службе безопасности сказано лишь: «Сотрудникам органов федеральной службы безопасности разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств. Они имеют право применять боевую технику, оружие, специальные средства, физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Сенаторы внесли в Госдуму законопроект, уточняющий данную статью. В документе говорится, что перед применением оружия сотрудник спецслужб обязан сделать предупреждение и лишь в редких — критических — случаях стрелять можно без предупреждения. Запрещается стрелять в женщин, инвалидов и несовершеннолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления. Вот что рассказал Business FM один из авторов законопроекта, председатель Комитета Совфеда по обороне и безопасности Виктор Озеров:

Виктор Озеровглава Комитета Совфеда по обороне и безопасности«Ни о каком расширении полномочий сотрудников ФСБ речи не идет. Работая с законом о Федеральной службе безопасности, мы обнаружили, что сегодня законодательно не закреплен порядок применения оружия для сотрудников этой службы. С одной стороны, это может привести к неправомерному применению оружия, с другой, сотрудник ФСБ должен четко знать порядок применения оружия, чтобы не оказаться заложником ситуации. В данном случае мы не знали, что Ирина Яровая с коллегами внесут изменения в закон о полиции, где тоже оговаривается порядок применения оружия, причем распространяются нововведения на беременных женщин. В нашем проекте закона нельзя применять оружие против женщин вообще, против подростков и инвалидов. Такая коллизия может быть в порядке применения оружия».

Бывший руководитель подразделения КГБ по борьбе с терроризмом Владимир Луценко считает, что принятие документа, регламентирующего применение оружие сотрудниками ФСБ излишне.

Владимир Луценкополковник запаса ФСБ«Я полагаю, что это на грани просто некомпетентности товарищей, которые пытаются регламентировать вещи, прописанные уже именно в той глубине, которая возможна. Все остальное — какая-то фантастика. Оружие применяется в исключительных случаях, есть такое понятие: крайняя необходимость. Идет такая ситуация: когда ты, применяя оружие, наносишь ущерб, несоизмеримо меньший, чем тот, который мог быть нанесен преступником, это и есть смысл применения оружия. И как вы хотите это описать? Просто попытки заняться деятельностью в том поле, в котором, наверное, они тем более не очень понимают».

Норму о запрете сотрудникам ФСБ и членам их семей выезжать за границу и иметь там счета также планируется прописать в законе. Пока такой запрет содержится лишь в ведомственных приказах, говорит президент Международной Ассоциации ветеранов спецподразделений «Альфа» Сергей Гончаров.

Сергей Гончаровпрезидент Международной Ассоциации ветеранов спецподразделений «Альфа»«Давно уже изданы приказы по силовым блокам, согласно которым семьи не выезжают даже за границу на отдых, только в случае опасности жизни сотрудника разрешение получается от начальства. Поэтому говорить о том, что сотрудникам ФСБ будут разрешать открывать счета и иметь имущество за рубежом... здесь уже давно поставлена точка».

На этой неделе в Госдуму внесли законопроект, расширяющий полномочия сотрудников другого силового ведомства — МВД. Он позволяет полицейским досматривать граждан при наличии «оснований полагать», что у них есть оружие или наркотики. Сотрудники МВД также смогут проникать на объекты частной собственности для задержания лиц, скрывшихся с места преступления, стрелять в женщин, если у них нет «видимых признаков беременности» и открывать огонь в местах скопления людей. Ожидается, что этот законопроект будет рассмотрен во время осенней сессии.