Дело о булочках с маком набирает обороты. В частности, бурное обсуждение в соцсетях началось после приговора целой семье, владеющей кафе. В Воронеже семью приговорили к тюремному заключению по обвинению в сбыте наркотиков в особо крупном размере. Четыре члена семьи Полухиных — отец, его жена, дочь и свояченица получили по восемь с лишним лет заключения.

По версии прокуратуры, «предприниматели разработали для наркоторговли конспиративный метод: перевозили наркотическую смесь к местам сбыта под видом пищевого мака, необходимого для изготовления булочек». При этом отмечается, что в булочках наркотиков не было.

Как пишут СМИ, следователи считают, что в гараже у кафе подозреваемые растворяли опий, набрызгивали его на мак, просушивали феном и смешивали с маковой соломкой, после чего продавали как наркотики. Члены семьи отрицали свою вину.

Дело вызвало широкий резонанс. Сторонники обвинения в частности обращают внимание на тот факт, что семейное кафе хранило 4,5 тонны мака.

Вопросы следствия в эфире Business FM прокомментировал адвокат Александра Полухина Владимир Моргунов.

Владимир Моргуновадвокат Александра Полухина«У них — кафе «Очаг», они занимаются выпечкой булочек. Был момент, когда они в арьергарде где-то закупили этот мак, он не предназначался для продажи каким-то там наркоманам, он хранился для торговли. Получилось так, что приехали делать обыск и все изъяли. Там много очень экспертиз. Если брать в одном пакете, который изъят, в нем маковая солома составляла то, что в обороте запрещено — 0,36-7 грамм. А масса опия в высушенном состоянии составляла 0,022 грамма. То есть фактически это технологические примеси. У нас нет таких предприятий, чтобы делать чистую переработку мака, это очень дорого стоит, поэтому государство на это не идет. И получаются вот эти цифры. То есть взяли просто наркотики нарисовали из воздуха. Это мнение защиты. Мы проводили и независимые экспертизы, и это является примесями. Мы не можем говорить, что это наркотики. А что делали с ними наркоманы, допустим, выпаривали, это уже их проблемы».

Между тем некоторые блогеры утверждают, что якобы 4 тонны мака — это потребление на полгода для всего Сахалина, а хлебокомбинат в год использует 150 килограммов мака. По другим данным, город-миллионник в среднем потребляет 20-30 тысяч тонн мака в месяц.

Не слишком ли много — 4,5 тонны мака для семейного кафе? Отвечает главный технолог хлебокомбината №12 Ольга Холмогорова.

Ольга Холмогороваглавный технолог хлебокомбината №12«Мы используем где-то тонну в месяц. Срок хранения — около года. Это зависит от оборотности предприятия. Это же очень большое количество. Булка сама 90 грамм весит, ну, вот представьте себе, какой объем. Другое дело, что они не декларировали, наверное, свою продукцию, где-то скупили и торговали. Документации на тот продукт, которая подтверждает безопасность, видно, не было у этих людей, поэтому они оказались в такой ситуации».

Эксперты отмечают, что абсолютная очистка маковых зерен невозможна. Даже если проверить суперочищенный мак, в нем найдутся тысячные доли грамма наркотических веществ, и это вполне законное основание для претензий наркоконтроля.

Дмитрий Гладышевэксперт «Бюро независимой экспертизы «Версия»«Мак очистить вообще от примесей нереально. При советской власти, когда у нас была нормальная промышленность, и когда технология была налажена везде, существовал ГОСТ на маковые семена, который допускал наличие вот таких технологических примесей не менее 3%. Наркомафия, когда у нее был недостаток наркотиков здесь у нас в Союзе, не использовала семена мака для наркотизации никогда. Я сотрудник бывшей государственной экспертной организации МВД, у нас экспертизы семян мака не было. Маковая солома — это действительно наркотическое средство, которое получается кустарным способом. Если мы с вами выйдем на поле и сорвем дикорастущий мак, то мы этой маковой соломы наберем в 150 раз больше, чем в семенах, которые кто-то где-то продает. Это просто бред полнейший. Второй момент, вот эти все маковые дела после того пошли, как ФСКН решил под себя подмять этот бизнес, контролировать его — изменил ГОСТ на семена мака, где они ввели ограничения на наличие наркотических средств вообще. ГОСТ поменяли, стали возбуждать в массовом порядке вот эти уголовные дела по наркотикам».

За последние годы было несколько аналогичных уголовных дел, в частности в Белгороде и Калуге. Там под обвинения в распространении наркотиков попали местные бакалейщики.