Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас считает, что расследование катастрофы малайзийского «Боинга», проводимое властями Нидерландов, противоречит международному законодательству. По его словам, расследовать трагедию должна Украина, на территории которой произошел инцидент, передает ТАСС.

«В Чикагской конвенции (о международной гражданской авиации от 7 декабря) 1944 года не предусмотрено право другого государства, кроме того государства, на территории которого произошла трагедия, проводить расследование ее обстоятельств. В связи с этим возникает вопрос: на основании чего расследование катастрофы малайзийского «Боинга» ведут власти Нидерландов», — написал сегодня сенатор в своем блоге на официальном сайте верхней палаты парламента.

Сенатор напомнил, что, согласно статье 26 Конвенции, «государство, на территории которого произошло происшествие, назначает расследование обстоятельств происшествия в соответствии с процедурой, которая может быть рекомендована Международной организацией гражданской авиации, насколько это допускает его законодательство». «Заметим, что власти Украины не воспользовались этим правом и ими не было предпринято никаких конкретных шагов по расследованию обстоятельств происшествия», — констатировал он.

Парламентарий подчеркнул, что «любые соглашения между властями Украины и властями Нидерландов (если таковые имеются), в том числе те, которые касаются расследования обстоятельств катастрофы малайзийского гражданского самолета, произошедшей в воздушном пространстве Украины, противоречат установкам Чикагской конвенции 1944 года». «Более того, даже при наличии некого «тайного» соглашения между властями Украины и властями Нидерландов, последние не обладают правом проводить расследование обстоятельств трагедии», — указал он.

Глава конституционного комитета Совфеда также отметил, что «при бездействии властей Украины в отношении расследования обстоятельств трагедии, власти Малайзии лишились возможности назначить своих наблюдателей для присутствия при расследовании». При этом, по его словам, в статье 26 Конвенции предусматривается, что «государству, в котором зарегистрировано воздушное судно, предоставляется возможность назначить наблюдателей для присутствия при расследовании, а государство, проводящее расследование, направляет этому государству отчет и заключение о расследовании».

«Боинг-777» компании «Малайзийские авиалинии», выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области. Погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа — граждане 10 государств. Расследованием инцидента занимается Совет по безопасности Нидерландов — страны, гражданами которой являлись подавляющее число жертв.