Глава Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин считает, что из российской Конституции необходимо исключить положения о том, что нормы международного права являются частью правовой системы России.

С точки зрения Бастрыкина, «помимо положений о приоритете международного права, можно было бы скорректировать и ряд других конституционных положений с учетом более чем 20-летнего действия Конституции».

«Основной закон, как и другие законодательные акты, нуждается в совершенствовании с учетом современных реалий, как это происходит во всех странах», — заявил председатель СКР.

Комментируя заявление Бастрыкина, адвокат, заслуженный юрист России, член Общественной палаты Генри Резник отметил, что глава Следственного комитета не в полной мере выразил свою мысль.

Генри Резникадвокат«Предложение половинчатое. Александр Иванович должен был бы сказать о том, что нам нужно просто отменить Конституцию, потому что вот эта фраза о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются давно частью российской правовой системы, является чисто политической. Именно потому, что нет ни одного общепризнанного принципа или нормы международного права, которые не были бы закреплены нашей Конституцией. Они закреплены все буквально. Так, международный пакт о гражданских политических правах Европейская конвенция по своему содержанию вообще не отличается от нашей Конституции. Александр Иванович занимает несколько уклончивую позицию. Прямо надо сказать: эта Конституция, закрепляющая права человека, разделение властей, включающая основополагающие нормы о том, что права человека являются непосредственно действующими, определяют смысл и применение закона. Вот ее надо просто изменить, вернуться к какому-то варианту советской Конституции. Там закреплялись некоторые права и свободы, но многого не было — свободы выезда, свободы частной собственности. На самом деле, желание Александра Ивановича, его единомышленников — показать то, что демократический режим, основанный на правах человека, он для России не годится».

Председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин не считает, что в Конституции нужно что-то менять.

Владимир Плигинпредседатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству«Те фундаментальные положения, которые касаются основ конституционного строя или прав и свобод человека и гражданина — это конструкции, которые заложены в этих главах, с моей точки зрения доказали свою эффективность. Часть этих конструкций недореализована, то есть нам нужно работать еще и в совершенствовании развития законодательства, и правоприменительной практики, общей правовой культуры, чтобы были реализованы положения этих глав, поэтому в этой части Конституция дает еще очень большой простор. И эти нормы в известной степени сформулированы на дополнительный рост нашего общества и нашей государственности».

В начале этого года глава Следственного комитета уже предлагал отказаться от принципа верховенства международного права. По его словам, этот принцип активно используют западные оппоненты России. Бастрыкин призывал избавиться от «диверсии правового регулирования», укрепив таким образом «независимость России в правовой сфере». Как сказал Бастрыкин, некоторые европейские страны используют более гибкий подход, но не назвал их.

Мы спросили у председателя правления Московского юридического агентства Алексея Линецкого, как обстоит дело с международным и национальным правом в Конституциях западных стран. Вот что он ответил.

Алексей Линецкийпредседатель правления Московского юридического агентства«Когда российская Конституция принималась, ориентирами были выбраны европейские страны, прежде всего, положения о правах человека, и положение о приоритете международного права над национальным правом тоже взято из европейских конституций. Надо сказать, что многие европейские страны и общие декларации соблюдения всех международных соглашений, в том числе и соглашения о соблюдении прав человека, по которому работает европейский суд по правам человека, тоже не все решения ЕСПЧ соблюдаются во всех странах и выполняются. Но в конституциях, тем не менее, они содержат это положение, и у них в конституциях ничего не меняется. США тоже не являются исключением из общего правила. Там тоже в Конституции в ряде положений закреплено, что международные договоры являются частью правовой системы США, и судебные органы Соединенных Штатов Америки руководствуются при принятии решения Конституцией, законами Соединенных Штатов Америки и международными договорами».

Конституционный суд России разрешил властям не исполнять некоторые решения Европейского суда по правам человека, если они, как было сказано, не соответствуют конституции России.

Поводом для обращение в КС стало решение ЕСПЧ взыскать с России почти 2 млрд евро в пользу бывших акционеров ЮКОСа. Россия отказалась исполнять это решение, как и более позднее решение Гаагского арбитража о взыскании с России 50 млрд евро по иску бывших владельцев ЮКОСа.