Как минимум до конца года офисный рынок будет оставаться рынком арендатора, считают аналитики, причем настолько, что временные жильцы будут вправе диктовать хозяевам финансовую модель поведения, настаивать на появлении новых услуг и даже менять внутреннее наполнение бизнес-центров.

Скажем, при выборе офиса класса «А» торг по поводу ставки почти всегда уместен сегодня. Богатая инфраструктура, качественная УК — это само собой, различные дополнительные опции — обсуждаемо, если не Луну с неба просить. И вот в последнее время арендаторы часто прямо требуют создания в классических бизнес-центрах коворкинга, комитинга, клубного этажа — вот чего-то такого. Гендиректор, управляющий партнер бизнес-пространства «Митинг Пойнт» Татьяна Шараева готова объяснить почему.

Татьяна Шараевауправляющий партнер бизнес-пространства «Митинг Пойнт»«Клиенты говорят, что у них появилась возможность более рационально использовать собственные офисы. Отпала необходимость содержать переговорные комнаты, какие-то помещения для тренингов. Кто-то отдал дорогие квадратные метры под рабочие места, кто-то вообще уменьшил арендуемую площадь. Мало кто не сталкивался с ситуацией, когда временно нужны дополнительные помещения. Примеры из жизни наших клиентов: у кого-то из них в офисе ремонт, к кому-то приехали в командировку партнеры, у одних работают аудиторы, к другим пришли консультанты. Мини-офисы и переговорные в том же здании — это решение всех этих проблем».

Да, словосочетание «уменьшил арендуемую площадь» для уха арендодателя звучит не музыкой. Но наличие в том или ином виде коворкинга становится козырем в борьбе за клиентов. Так что, одни бизнес-центры, как деловой центр «Москва», коворкинг уже имеют; другие, как «Аэросити», анонсировали его появление; третьи вступили в активную фазу переговоров по этому поводу, не все, конечно, но многие. Однако, тренд.